Общая характеристика системы принятия стратегических решений
Система принятия стратегических решений – это совокупность принципов и механизмов, обеспечивающих формирование альтернативных путей стратегического развития компании и выбор самого оптимального из них.
В управленческой методологии выработан широкий спектр способов принятия стратегических решений в различных сферах:
- производство,
- менеджмент,
- маркетинг,
- организация,
- планирование,
- мотивация,
- контроль,
- разрешение конфликтов,
- распределение власти и т.д.
У каждой проблемы принятия решений есть уникальные характеристики. Однако есть общие черты, характерные для всех проблем. В любом случае, у проблемы есть следующие компоненты:
- исходная ситуация,
- набор альтернативных вариантов решения,
- последствия, которые возникают под действием выбора того или иного варианта.
Эти компоненты позволяют описать любую проблему, связанную с принятием решений.
В результате внимательного рассмотрения процессов принятия решения, чтобы лучше уяснить его механизмы, необходимо четко определить цели и задачи. Цели или факторы, непосредственно с ними связанные, могут быть как субъективными (качественными), так и объективными (количественными). Чтобы применять научные методы принятия решений, требуется дальновидность и зрелость суждений, а также математическое и аналитическое мастерство. Иногда для того, чтобы достичь целей, приходится искать баланс между несколькими рассматриваемыми факторами. Часть из них формулируется как ограничения задачи, а часть – как непосредственно компоненты поставленной цели.
Управленческое решение, в том числе и стратегическое, представляет собой результат осуществления менеджером конкретной управленческой деятельности. Принятие решений лежит в основе управления.
В составе выработки и принятия решений как творческого процесса, формирующего основу деятельность руководителей, можно выделить следующие элементы:
- выработка и постановка целей,
- изучение проблемы по собранным данным,
- выбор и обоснование критериев, служащих для оценки результативности (эффективности) принимаемого решения и его потенциальных последствий,
- экспертное обсуждение альтернативных вариантов решения задач,
- выбор и формулировка оптимальных решений,
- принятие окончательного решения,
- уточнение решения для его реализации исполнителями.
Составляющие системы принятия стратегических решений на предприятиях малого и среднего бизнеса
На предприятиях малого и среднего бизнеса в системе принятия стратегических решений можно выделить три составляющие:
- организационный механизм принятия решений, который определяет порядок инициации, подготовки, обсуждения и принятия управленческих решений в компании,
- система интересов лиц, ассоциированных с компанией (работники, собственники, представители административной и деловой среды), и способы учета указанных интересов в ходе подготовки и принятия стратегических решений,
- информационное обеспечение процессов принятия стратегических решений.
Первый компонент данной системы – организационный механизм принятия стратегических решений. Чтобы охарактеризовать этот механизм в конкретной компании, необходимо сформулировать ответы на три группы вопросов:
Первая группа – распределение функций в рамках процесса принятия управленческих решений. Необходимо определить, кто будет:
- инициировать решение проблемы (ставить вопросы). Обычно это директор, функциональные руководители, линейные руководители, сотрудники или привлеченные извне консультанты,
- готовить (прорабатывать) решение,
- обсуждать альтернативные варианты решения,
- принимать окончательное решение,
Вторая группа – распределение интересов в ходе принятия стратегического решения. Следует указать, в чьих интересах происходит принятие ключевых решений:
- лично директора,
- директора вместе с «командой» (заместителями),
- группы руководителей предприятия,
- персонала,
- ядра коллектива («активистов»),
- собственников,
- представителей административной или деловой среды,
- деловых партнеров (контрагентов),
- предприятия, рассматриваемого как носителя производственного потенциала,
- предприятия, рассматриваемого как функциональный субъект, действующий в системе общественного разделения труда,
Третья группа – порядок действий, выполняемых в ходе принятия решений. Эта группа позволяет понять, как принимаются решения:
- путем коллегиального обсуждения с директором,
- путем коллегиального обсуждения и голосования,
- путем коллегиального обсуждения на основе общего согласия (достижения консенсуса),
- единолично директором без привлечения коллектива к обсуждению.
Кроме того, в рамках третьей группы вопросов могут быть поставлены и более глубокие вопросы, связанные с тем, какие методы сравнения и отбора вариантов традиционно преобладают на предприятии. В частности, какие применяются критерии сравнения, какую информацию при этом используют, сопоставляют ли решения с принятой стратегией и т.д. Если сбор таких сведений затруднен, для характеристики системы достаточно обойтись ответами на перечисленные по группам вопросы.
В зависимости от того, какие ответы получены, определяются типичные варианты построения организационных механизмов принятия стратегических решений:
- директорский (абсолютно авторитарный) механизм. В малом и среднем бизнесе обычно встречается, если собственник берет на себя функции управляющего,
- авторитарный механизм,
- демократический механизм,
- олигархический механизм,
- стратегический механизм (процесс принятия стратегических решений деперсонифицирован),
- реактивный механизм (комплексная стратегия отсутствует, предварительные стадии принятия решений минимизированы).
Организационные механизмы зависят от того, какой тип структуры учитываемых интересов господствует на предприятии. Однако получить информацию о приоритетах в учете интересов практически невозможно. Поэтому основное внимание уделяется организационной части механизмов принятия стратегических решений.