Психологические аспекты управления - это условия, факторы, методы и другие стороны управленческой деятельности, которые имеют непосредственную связь с психикой, сознанием и поведением подчиненных и управляющих.
Психологические основы работы команды проекта
В настоящее время от специалистов разного профиля требуется умение работать в команде с учетом взаимосвязи двух составляющих – материальной и духовной. Материальная составляющая работы представлена людьми, которые объединены в одну команду. При этом духовная составляющая образована из идеологии и психологии команды.
Идеология команды представляет собой результат объединения идей и взглядов, которые отражают конечные цели, требующие достижения в результате выполнения трудовой функции. Например, такими целями могут провозглашаться стремления к обогащению (получению прибыли), служению обществу или реализации определенной идеи.
Психология команды представляет собой совокупность социально-психологических особенностей, которые находят отражение в процессах создания и развития команды. В качестве основания для психологии команды выступает взаимодействие ее членов. В связи с этим неотъемлемыми частями психологии команды являются формы и способы взаимного удовлетворения потребностей.
Для организации совместной работы члены команды должны составить план общей деятельности, в соответствии с которым будет организован информационный обмен, налажено взаимопонимание, разработаны и реализованы формы сотрудничества и т. д. Это все предполагает необходимость формирования соответствующего морально-психологического климата, выработки общественного мнения, решения внутригрупповых конфликтов и вопросов лидерства.
В данном случае значимое место отведено личным качествам каждого члена команды. Эти качества находят проявление, прежде всего, в индивидуально-психологических характеристиках личности. Именно они вместе с социально-психологическими качествами обуславливают фактическое поведение человека в организации.
Главными индивидуально-психологическими качествами личности, которые необходимо учитывать с психологической точки зрения осуществления управленческого процесса, являются:
- характер;
- темперамент;
- эмоциональность;
- воля;
- умственные способности;
- память;
- воображение и др.
Формы реализации социальной власти в команде проекта
Команде проекта, которая по своей сути является самостоятельной организационной единицей, свойственно разделение функций между сотрудниками, а также установление порядка подчиненности и др. Поскольку выделяется несколько направлений развития активности команды проекта, то групповые усилия должны сохраняться в рамках направленности на достижение поставленной цели.
Это достигается через оказание воздействия на сознание членов команды. Речь идет про реализацию социальной власти, которая поддерживается такими психологическими феноменами, как лидерство и руководство. Они оба являются проявлением процесса влияния, но при этом имеют разную природу.
Лидерство представляет собой процесс психологического влияния одного члена группы на других. Причем этот процесс возникает в группе спонтанно. Основными факторами формирования лидера в группе считаются личные качества конкретного человека и структура взаимоотношений, которая сложилась между членами команды.
Лидер выдвигается на основе норм, ценностей и целей, которые устанавливаются в группе. Лидер выступает как олицетворение этих норм, которые предпочитает вся группа (или ее подавляющее большинство). Лидер сплачивает вокруг себя других членов группы, подает им пример поведения.
Другой формой реализации социальной власти в команде проекта является руководство. Оно представляет собой процесс управления, который осуществляется руководителем. Руководителю на основе правовых полномочий и норм вменяется обязанность исполнять роль посредника социального контроля и власти.
Отсюда можно сделать вывод, что руководством называется социальная характеристика процесса взаимодействия между руководителем и подчиненным. Лидерство, в свою очередь, базируется на психологической характеристике поведения отдельных членов группы. При этом и руководитель, и лидер прилагают усилия для решения одних и тех же задач:
- стимулирование членов группы;
- ориентирование членов группы на достижение определенных целей;
- поиск возможностей и средств для эффективного решения возникающих проблем.
Описание основных стилей руководства
Поведение руководителя в коллективе может быть комплексно оценено при помощи такой управленческой категории, как стиль руководства. Он определяется тем, какими методами и способами подготовки, принятия и осуществления решений пользуется руководитель, какие он реализует формы контроля за деятельностью подчиненных.
Различают три основных стиля руководства:
- Авторитарный (директивный) стиль - руководство высоко централизовано, решения принимаются единолично, деятельность подчиненных жестко контролируется также в единоличной форме.
- Демократический (коллегиальный) стиль - между руководителем и подчиненными налажено хорошее взаимопонимание, информационный обмен происходит взаимно и открыто, решения принимаются совместно в результате коллегиального обсуждения проблемы, полномочия и ответственность распределяются между руководителем и подчиненными.
- Либеральный (попустительский) стиль - руководитель принимает минимальное участие в управлении, большинство функций и ответственность руководителя переложены на других членов группы.
Таким образом, управление командой проекта может осуществляться различными способами и в разных формах, что во многом определяется психологическими аспектами как руководителя, так и подчиненных. Данное обстоятельство нужно учитывать при формировании и развитии команды проекта.