Понятие организации и ее структура
Организация – это координируемое социальное образование, которое обладает некими границами, сознательно управляется и выполняет свои функции относительно постоянно. При этом, вся деятельность организации направлена на достижение конкретно поставленной цели, и поэтому все специалисты и эксперты, задействованные в ее работе, должны иметь конкретный уровень компетенций.
Структура организации подразумевает, что внутри социального образования выстраивается иерархия сотрудников и специалистов, каждый из которых наделен конкретными обязанностями. Задачи распределены между отделами организации, присутствует субординация, организована координация всех действий. В рамках организации специалисты высшего ранга пользуются разнообразными моделями взаимодействия для того, чтобы контролировать работу, и для того, чтобы каждый из сотрудников был эффективен. Структурные элементы выстраиваются в соответствии с конкретной иерархией:
- Руководство организации;
- Эксперты в областях, которые важны для нормального функционирования компании.
Управление организацией является специфическим видом деятельности. в управлении определяются конкретные цели организации, разрабатываются механизмы для достижения целей. Также есть орган, который координирует труд всех сотрудников компании, поскольку их деятельность должна быть полностью ориентирована на получение результатов, соответствующих целям компании. Цели могут быть охарактеризованы с самых разных точек зрения, но они все должны быть достижимы именно за счет совместной деятельности членов компании.
Цели определяются следующим образом:
- По периоду установления могут быть оперативные, тактические и стратегические цели. Оперативные выполняются в кратчайшие сроки, а стратегические цели во многом определяют долгосрочную перспективу функционирования организации;
- По содержанию цели делятся на технические, социально-политические, научные, экономические и организационные. Содержание цели полностью зависит от специфики деятельности организации. Некоторые компании могут ориентироваться на достижение одновременно нескольких целей, поскольку их деятельность является структурированной, а значит достижение одной уели предполагает достижение и нескольких других;
- В зависимости от среды эксперты выделяют внутренние и внешние цели. Определяющим фактором является размер организации. Чем шире ее возможности, тем чаще будут ставить внешние цели. Благодаря достижению внешних целей деятельность организации может расширяться и выходить далеко за пределы внутренней деятельности.
В целом, на сегодняшний день понятие «организация» имеет двоякий смысл. С одной стороны, это компания, обособленное предприятие, которое функционирует для достижения поставленных целей. С другой стороны, организация – это непрерывный и очень сложный процесс, в котором аккумулируются все усилия и экспертные оценки, чтобы достичь необходимого качественного результата. По своей природе организация очень структурирована и иерархична, есть руководящие и контролирующие органы, есть подчиненные, каждый из них наделен своими обязательствами и выполняет конкретные виды деятельности.
Общая характеристика организации
Все сложные организации – это не просто группы, чья деятельность направлена на достижение конкретной цели. Организация также имеет очень сложные характеристики. Прежде всего, стоит обратить внимание на ресурсные критерии. Наличие ресурсов позволяет организации таким образом выстраивать свою деятельность, что ресурсы приводят к достижению определенных результатов. Самый главный ресурс – это человеческий капитал. Люди, их опыт, навыки и знания позволяют компании ориентироваться на выполнение сложных и многогранных процессов. Еще один ресурс – информация и технологии. Некоторые процессы невозможно выполнять без наличие технологических установок, к тому же это ускоряет процессы, и даже самые маленькие и неподкрепленные организации за короткий период времени могут заявить о себе и своей технической оснащенности.
Организации очень зависимы от внешней среды, и данная характеристика является одной из самых значимых. Многие современные организации должны обязательно проявлять гибкость, учитывать трансформации в мировом сообществе. Только так организация становится не просто управляемой, но и конкурентоспособной. Взаимосвязь с внешней средой позволяет компании грамотно формировать ресурсы и распоряжаться ими, учитывая социально-экономическую, политическую и культурную ситуацию в регионе, в котором она осуществляет свою деятельность. Также компания всегда ориентируется на потребности, ведь от спроса будет зависеть и предложение.
Ни одна компания не будет производить товары и услуги, которые не пользуются популярностью у потребителей. Так что опытные эксперты производят непрерывную оценку современного состояния и спроса, предоставляют аналитику, которая отражает текущее положение дел. Внешняя среда включает в себя экономические условия, потребителей, законодательство и деятельность конкурирующих компаний. Сюда относится уровень технологического развития, общественные взгляды, и каждый из аспектов внешней среды тесно связан друг с другом.
Организация состоит из множества подразделений. Крупные компании осуществляют достаточно четкое горизонтальное разделение. Подразделения наделяются конкретными, нередко специфическими задачами, и добиваются определенных целей. В совокупности работа регулируется вышестоящими органами, которые могут не просто распоряжаться результатами, но и делиться ими с другими компаниями. Работа организации обязательно сопровождается контролирующими процессами, все отделы и службы обязаны предоставлять регулярные отчеты о своей деятельности и демонстрировать результатами. Если замечена неэффективная деятельность подразделения, то оно перепрофилируется или полностью удаляется из структуры организации. Этот процесс требует немалых усилий со стороны экспертов.