Понятие и роль коммуникаций в управлении организацией
Повышение эффективности управления организацией на основе использования современных коммуникаций – это процесс совершенствования управленческих воздействий за счет улучшения системы информационного обмена.
На практике современная организация не сможет достичь стоящих перед ней целей, если не построит эффективную систему коммуникаций. В то же время построение коммуникаций – один из наиболее дискуссионных аспектов науки управления: исследователям до сих пор не удалось добиться четкости и ясности понимания. Благодаря анализу взглядов специалистов и содержания экономической литературы по вопросам управления коммуникациями можно сформулировать, какое значение имеют коммуникации в современных организациях, какие функции они выполняют.
«Организационные коммуникации» в исследованиях рассматриваются с позиций следующих подходов:
- управленческого (коммуникацию рассматривают как функцию управления, состоящую в передаче распоряжений и объяснении совершаемых операций и процедур),
- системного (коммуникация представляется как система вступающих во взаимодействие элементов, которая обеспечивает работу компании),
- культурологического (коммуникация представляется способом выражения культуры организации),
- гуманистического (коммуникация выступает фактором развития человеческого потенциала).
Перспективным представляется социолого-управленческий подход к изучению всех проблем и аспектов осуществления организационных коммуникаций, поскольку он реализует четко выраженный междисциплинарный характер. Он признается специалистами, работающими в разных научных сферах:
- экономистами,
- менеджерами,
- социологами,
- психологами,
- социолингвистами и т.д.
В организационной системе коммуникации можно рассматривать как процесс и как явление.
Коммуникации как процесс – это особая форма взаимодействия сотрудников, обеспечивающая обмен информацией в рамках организации и за ее пределами, ориентированная на достижение организационных целей и развитие работников.
Коммуникации как явление – это отражение определенных норм (инструкций, правил, положений), а также закономерностей и принципов отношений между индивидами в компании.
Коммуникации выполняют две существенные функции:
- развитие персонала,
- развитие организации.
В данном контексте развитие персонала предполагает, что осуществляется самореализация работников, повышается их профессиональный уровень, совершенствуются личностные качества.
Развитие организации на основе коммуникаций может охватывать следующие уровни:
- внутриорганизационный,
- региональный,
- национальный,
- международный.
Кроме того, организационная коммуникация – это мощный инструмент управленческого воздействия. По сути, она позволяет формировать не только деятельность, но и корпоративную культуру, ценности и стратегии. На разных организационных уровнях в процессе коммуникаций формируется коммуникативный потенциал как отдельных работников, так и всей организации. Коммуникации имеют высокую значимость, за счет чего требуют применения управленческого инструментария.
Управление организационными коммуникациями – это совокупность непрерывно осуществляемых управленческих воздействий на внешние и внутренние процессы обмена информацией и неинформационного взаимодействия, за счет которых обеспечивается удовлетворение потребностей в коммуникациях и реализация долгосрочных целей развития компании.
Функции коммуникаций, обуславливающие развитие предприятия и персонала
Проявлением эффективности коммуникационного менеджмента является качественное наполнение новым содержанием классических функций управления. Функции коммуникаций можно разделить на две большие категории – связанные с развитием персонала и развитием предприятия. При этом важно понимать, что в определенном смысле деление условно. Так, развитие персонала способно привести к развитию компании, а развитие самой организации положительно сказывается на персонале.
К группе функций, обеспечивающих развитие организации, относят:
- информационную, т.е. предоставление информации о планах и результате деятельности компании, информационное обеспечение ее жизнедеятельности,
- административную, т.е. руководство деятельностью и управление структурными подразделениями, персоналом и компанией в целом,
- интегративную, т.е. объединение сотрудников на базе единой коммуникативной структуры и включение фирмы в более крупные связи,
- регулирующую, т.е. налаживание и упорядочение нормальной деятельности,
- координационную, т.е. согласование и обеспечение целесообразных соотношений между действиями,
- оценочную, т.е. обеспечение определения эффективности выполнения сотрудниками обязанностей и реализации целей организации (на основе обратной связи),
- мотивационно-стимулирующую, т.е. активизация персонала на движение в желательном направлении,
- образовательную, т.е. передача и приобретение знаний, профессиональное развитие,
- идентификационную, т.е. определение как непосредственно организационной идентичности, так и формирование ощущения принадлежности к компании,
- представительскую, т.е. демонстрация влиятельности и интересов компании во внешней среде,
- социализационную,
- эмоциональную.
Если говорить о функциях развития персонала, необходимо отметить следующие:
- интерактивную – общение с коллегами, свободное выражение своего мнения,
- самореализационную – стремление реализовать в организации свой потенциал, выразить положительные стороны,
- самопрезентационную – демонстрация своей личности вербальными и невербальными методами,
- адаптационную – приспособление личных ценностей и потребностей к организационным требованиям через механизмы взаимодействия с организационной культурой,
- авторитарную,
- конверсионную – изменение мнения, установки, отношения сотрудника вследствие коммуникационного взаимодействия,
- релаксационную – снятие эмоциональной и психологической напряженности.