Понятие логистического менеджмента
В современную экономику, наряду с понятием логистики, вошло понятие логистического менеджмента. Его трактуют как совокупность средств и форм управления снабжением, производством и распределением продукции. Он служит с целью достижения тактических, оперативных и стратегических целей фирмы. Он представляет собой смесь основных управленческих функций, таких как планирование, организацию, анализ, контроль и иных, с логистическими функциями.
Также, зачастую, под логистическим менеджментом понимают непосредственно персонал организации, ответственный за логистический процесс. Такой персонал можно разделить на:
- топ менеджеров, к которым относится высший управленческий персонал;
- управленческий персонал среднего уровня: это руководители подразделений, служб, отделов логистики, а также координаторы, логисты среднего звена с большим опытом;
- управленческий персонал низшего звена, состоящий из инженеров по логистике, статистов, иного вспомогательного персонала.
Задачей логистического менеджмента является поддержание выбранной стратегии развития с минимальными затратами ресурсов. Также в задачи менеджмента входит обеспечение устойчивости и стабильности предприятия на рынке через уменьшение внутренней напряжённости между различными отделами фирмы, а также с поставщиками и посредниками.
Функции логистического менеджмента
Организационное обеспечение логистики изменяется в зависимости от уровня её развития. На первом этапе, на предприятии выделяются функциональные логистические структуры, за которыми закрепляются соответствующие функции. Формирование подобных подразделений, как правило, происходит на базе отделов продаж, снабжения, маркетинга. Последующее развитие предполагает появление линейных функциональных структур, формирование отделов и выявление персонала высшего логистического менеджмента. Также формируется система управления логистикой, решаются организационные проблемы, определяются требования к службе. Зачастую необоснованно созданные структуры тормозят развитие компании и становятся причиной нерационального расходования средств. Также бывает, что «старый» менеджмент может углядеть в формировании новой структуры угрозу для своих полномочий.
Последующий этап является интеграционным. Происходит формирование матричных проектно-ориентированных структур, альянсов, глобальных структур. Переход на этот этап в большинстве случаев связан с необходимостью интегрированного управления процессами поставок.
При формировании логистической структуры руководителям необходимо разделять функции логистики от функций иных отделов, в противном случае неизбежно возникновение конфликтных ситуаций. Формирование логистической подструктуры является важным вопросом затрагивающим функционирование всех отделов, а также соответствующие требования к персоналу, обязанности и полномочия.
Логистическая стратегия
Планирование логистической стратегии является всесторонне интегрированным процессом, заключающимся в планировании повышенной ценности и обслуживания, с целью достижения конкурентного преимущества. В результате этого достигается более высокий уровень удовлетворённости потребителя. Формирование такой стратегии осуществляется на основании целей и планов организации.
Логистическая стратегия строится на основе стратегии организации и показывает то, как можно реализовать стратегии более высокого уровня. Её эффективность оценивается по параметрам, заложенным в общую стратегию организации.