Политика в области качества - это основные направления деятельности и цели предприятия в сфере управления качеством, которые утверждены его высшим руководством.
Общая характеристика политики предприятия в области качества
Одним из элементов общей политики предприятия является политика в области качества. Она представлена основными направлениями и целями деятельности предприятия, которые лаконичны сформулированы, определены и утверждены в этой форме высшим руководством предприятия.
Политика предприятия в области качества закрепляется путем разработки отдельного официального документа. Именно на политике в области качества базируется функционирование всей системы менеджмента качества.
Формулировка политики в области качества должна делать деятельность каждого сотрудника более целенаправленной. Это достигается, прежде всего, посредством составления стратегических целей, соответствующих задач, а также обязательств (особенно со стороны руководства по соответствию политики применимым требованиям и по постоянному улучшению системы менеджмента качества). Политику в области качества следует формулировать в более краткой и доступной для восприятия форме.
В политике предприятия в области качества нужно четко определять уровни стандартов качества работы для данного предприятия. Кроме того, в рамках этого направления политики предприятия необходимо рассмотреть все аспекты системы обеспечения качества.
После того, как политика в области качества утверждена высшим руководством, вся деятельность предприятия направляется на ее реализацию. Следовательно, политика предприятия в области качества исполняет роль инструмента обеспечения и улучшения качества, с помощью которого достаточно успешно осуществляют воздействие на систему качества предприятия.
Международные стандарты в текущих редакциях требуют от высшего руководства предприятия обеспечение соответствия политики в области качества намерениям и среде организации. Политика в области качества в общем случае должна поддерживать стратегическое направление предприятия.
Политика предприятия в области качества нуждается в актуализации. Речь идет про периодические корректировки, которые позволят политике приспособиться к изменившимся условиям окружающей среды (в частности, рынка), а также отражать новые требования, которые ставят перед системой менеджмента качества предприятия.
Каждое предприятие разрабатывает собственную политику в области качества. Несмотря на это, можно выделить несколько основных принципов политики, которые в настоящее время являются общими для многих действующих предприятий:
- организация работы предприятия с учетом перспективных прогнозов развития рынков и регионов;
- разработка качественной документации, соответствующей всем нормам, правилам и требованиям;
- внедрение в деятельность предприятия новейших методов работы;
- содействие обеспечению структурных подразделений предприятия новыми средствами труда;
- обеспечение сотрудников предприятия оборудованными на современном уровне рабочими местами;
- создание материальной заинтересованности сотрудников и комфортных условий труда и отдыха;
- регулярное повышение профессионального уровня руководителей и специалистов предприятия;
- достижение между сотрудниками предприятия взаимопонимания, доверия, атмосферы сотрудничества;
- формирование высокой репутации предприятия, в частности, через рекламирование качества продукции и др.
Не стоит забывать, что основой для разработки политики предприятия в области качества могут служить принципы менеджмента качества, которые изложены в соответствующих национальных и международных стандартах.
Политика предприятия в области качества должна быть одним из объектов различных анализов и исследований. Благодаря этому на постоянной основе будет поддерживаться ее пригодность для применения.
Факторы и цели как элементы политики в области качества
Реализация процессов, связанных с разработкой, утверждением и проведением политики предприятия в области качества, во многом определяется влиянием, которое оказывают следующие факторы:
- гарантии предприятия относительно производимой или реализуемой продукции;
- требования, которые установлены действующим законодательством;
- требования, которые потребители предъявляют к качеству продукции и системам обеспечения качества;
- складывающиеся на рынке условия конкурентной борьбы;
- технико-экономические расчеты;
- технологические условия.
Цели являются одним из базовых элементов политики предприятия в области качества. Цели устанавливаются в отношении соответствующих функций, уровней, а также процессов, которые необходимы для системы менеджмента качества.
В политику предприятия в области качества можно включать только измеримые цели, которые учитывают применимые требования. Содержание целей в области качества должно быть связано, во-первых, с обеспечением соответствия продукции, во-вторых, с повышением удовлетворенности потребителей.
Цели предприятия в области качества подлежат мониторингу (постоянному наблюдению). По мере необходимости нужно проводить работу по актуализации целей. При этом каждый утвержденный вариант формулировки целей в области качества должны быть доведены до работников предприятия. А условием успешного достижения этих целей является разработка и активное применение документированной информации.
Таким образом, качество продукции, процессов, управления сегодня обеспечивается большинством предприятий путем разработки, утверждения, проведения и актуализации политики в области качества. Она, как правило, существует в виде отдельного документа, который содержит цели, основные направления деятельности, прогнозы, принципы и другие аспекты обеспечения качества на предприятии.