Содержание функции планирования
Планирование – создание будущего желаемого образа чего-либо и шагов по его достижению.
Планирование в организации представляет собой формирование организационного образа в будущем. Планирование является обязательной предпосылкой достижения организационных целей, так как позволяет сформулировать шаги по ее достижению. Это делает планирование одной из ключевых функций управления.
Целью планирования является обеспечение достижения целей организации путем поэтапного выполнения поставленных задач.
Процесс планирования можно условно разделить на несколько этапов:
- Прогнозирование – рассмотрение возможных вариантов будущего, оценка рисков и вероятностей;
- Определение и выбор альтернативы развития компании;
- Формулировка целей;
- Разработка плана действий, необходимых для достижения целей, и графика соответствующих работ;
- Составление бюджета.
Виды планов
По степени охвата планы могут быть:
- Общими, которые охватывают деятельность компании целиком;
- Частными, которые охватывают некоторые отдельные сферы или виды деятельности.
По содержанию планирования планирование может быть:
- Стратегическим – нацеленным на поиск возможностей;
- Тактическим – призванным создать некоторые предпосылки;
- Оперативным – направленным на реализацию возможностей.
По предмету планирования его можно разделить на:
- Целевое – предназначенное для определения целей;
- Планирование средств – распределение различных ресурсов (материальных, трудовых, финансовых);
- Программное – схоже с целевым, но более низкого уровня, планирование шагов по достижению цели, составление программ;
- Планирование действий и мероприятий – еще более низкий уровень планирования, создание программы отдельного мероприятия или события.
Планирование можно также классифицировать по сферам применения (планирование производства, сбыта, персонала), по срокам (краткосрочное (до 1 года), среднесрочное (от 1 до 3 лет), долгосрочное (более 3 лет)), по возможности внесения изменений (жесткое и гибкое).
Принципы планирования
- Принцип единства – рассмотрение организации как целостного организма, системы взаимосвязанных элементов, планирование деятельности которых оказывает влияние на другие элементы и деятельность компании в целом;
- Принцип участия – в процессе планирования должны принимать участие все лица, на которых оказывают влияние результаты этого процесса;
- Принцип непрерывности – планирование должно осуществляться на постоянной основе, что позволит реагировать на частые изменения внешней среды организации и корректировать план в соответствии с ними;
- Принцип гибкости – обеспечение возможности вносить изменения в результаты процесса планирования, вызванные изменениями внешней или внутренней среды или другой необходимостью;
- Принцип точности – конкретизация и детализация планов до того уровня, который позволен условиями деятельности компании и другими факторами;
- Реальность – планирование должно исходить из действительных условий деятельности компании и в его результатах должны получаться достижимые цели и планы;
- Обеспечение плановых заданий ресурсами – реализация плана невозможна без доступа к необходимым материальным, трудовым и финансовым ресурсам;
- Директивность – планирование должно быть направленным, за каждую часть плана должна быть определена ответственность.
Соблюдение перечисленных принципов при планировании необходимо для эффективной реализации данной функции управления предприятием.