Планирование в менеджменте
Планирование является одним из видов управленческой деятельности. Оно связано с:
- определением цели управляемой системы;
- поиском эффективных средств и методов, которые необходимы для достижения поставленных целей;
- формулировкой показателей, которые определяют ход работы по достижению поставленных целей.
Планирование подразумевает составление плана дальнейших действий организации. План позволяет поэтапно реализовывать основные виды деятельности, предпринимать эффективные меры по разрешению текущих проблем и противоречий и на практике вывести предприятие на количественно и качественно новый уровень.
План работ реализуется относительно распределения имеющихся ресурсов, координации деятельности между отдельными структурными подразделениями предприятия, координации с внешней средой. Кстати, внешняя среда играет большое значение в планировании, поскольку любые внешнеэкономические подвижки и изменения непременно повлияют на производственные процессы. Поэтому грамотные управленцы регулярно мониторят состояние окружающей среды, изучают спрос потребителей, выявляют рейтинг наиболее популярных и необходимых товаров.
Также планирование реализуется для того, чтобы:
- Создавать эффективную внутреннюю структуру, где каждый элемент будет играть свою роль, и в общей деятельности предприятие сможет достигнуть 100% результативности и эффективности;
- Контролировать деятельность предприятия – планирование мероприятий позволяет на каждом этапе регулировать процессы, выявлять сильные и слабые стороны процессов, организовывать мероприятия, которые будут сказываться на эффективности деятельности отдельных сотрудников;
- Развивать организацию в будущем – этот аспект крайне важен, поскольку грамотные руководители рассматривают работу и развитие предприятия в долгосрочной перспективе. Это значит, что они изучают текущее состояние среды, прогнозируют возможные процессы и явления. Сущность планирования очень важна, ведь оно помогает конкретизировать цели развития компании в краткосрочный и долгосрочный период, определить смысл хозяйственных задач, найти средства для их решения. Планирование – это еще и работа со временем, сроками и последовательностью реализации поставленных целей. В процессе планирования руководители и топ-менеджеры могут выявлять материальные и трудовые, финансовые ресурсы, которые необходимы для решения поставленных задач и достижения успеха.
Процесс планирования последователен, и в нем шаг за шагом выполняется несколько видов деятельности. В первую очередь прорабатывается миссия организации, затем разрабатываются направления деятельности (может быть одно первоочередное и несколько второстепенных направлений). Затем оценивается и анализируется внешняя и внутренняя среда. Это необходимо для того, чтобы определить текущее место предприятия в общей сфере и понять, насколько внутреннее состояние соответствует требованиям современности. Если возникают проблемные точки, то руководитель пытается определить альтернативные пути решения. В конечном счете отбираются конкретные цели, и предлагаются варианты их достижения.
Виды планирования и их особенности
Как уже отмечалось, планирование применимо к различным сферам человеческой деятельности, и в рамках предприятия оно имеет очень большое значение. От грамотного планирования зависит успех предприятия, квалификация сотрудников, имидж и престиж, а также качество производства и предлагаемых товаров и услуг. Но в зависимости от того, в какой сфере используется планирование, оно может выражаться в различных формах и видах, которые отличаются друг от друга по содержанию.
По обязательности выполнения выделяют планирование:
- директивное,
- индикативное.
Директивное планирование – подразумевает обязательное исполнение поставленных задач, всегда имеет конкретного адресата и характеризуется повышенной детализацией. В качестве примера можно назвать постановку задач, связанных с решением вопросов государственной/национальной значимости. Что касается индикативного вида планирования, то оно – антипод директивному. В нем не требуется обязательного и точного исполнения обязательств, такое планирование имеет скорее рекомендательный и направляющий характер.
По срокам достижения целей выделяют:
- Краткосрочное планирование – иными словами его называют текущим. Оно рассчитывается на период от 1 недели до 1 года. Краткосрочное планирование состоит из планов на ближайшие сутки, неделю и месяц, целый квартал или полгода. Чаще всего используется и обычными людьми, и целыми крупными предприятиями.
- Среднесрочное планирование – деятельность предприятия рассчитывается на срок от 1 года до 5 лет. Данная форма планирования распространена в деятельности государственных учреждений, фирм и предприятий, но нередко применяется и стратегически-мыслящими людьми. В некоторых случаях может совмещаться с текущим планированием, что в комплексе является скользящим планированием.
- Долгосрочный тип планирования – рассчитывается на несколько лет (а иногда и десятков лет вперед). Планирование на долгосрочный период рассчитывается в крупных компаниях, а основная цель состоит в исполнении задач экономического, социального и научно-технического, технологического, карьерного и коллективного характера.
Также в организациях используют методы стратегического, тактического и оперативно-календарного планирования. Каждый вид обладает своими особенностями, используется для реализации различных целей и отражает особенности деятельности структур подразделений и предприятий. Нельзя сказать, что какой-то вид играет главную роль, а какой-то – второстепенную. Каждый вид планирования по-своему значим, а руководители используют не один вид, а несколько в их общей совокупности.