Тенденции развития менеджмента в контексте развития экономики
Перспективы менеджмента – это предполагаемые тенденции развития менеджмента как науки и практической деятельности.
При изучении перспектив развития менеджмента необходимо учитывать ожидаемые особенности развития экономических процессов, происходящих в объектах управления.
Общемировые тенденции экономического развития достаточно качественно описываются теорией экономических циклов, базирующейся на исследованиях российского экономиста Н.Д. Кондратьева. В соответствии с его предположением, одновременно протекают циклы хозяйственной конъюнктуры разной длительности:
- короткие (3-3.5 года),
- средние - торгово-промышленные (7-11 лет),
- большие (48-55 лет).
Наиболее интересны исследования больших циклов. Для обоснования своих предположений Н.Д. Кондратьев изучил обширный материал – данные статистики за 140 лет в четырех ведущих странах с капиталистической экономикой:
- Великобритании,
- Франции,
- Германии,
- США.
В сферу исследования попали следующие показатели:
- динамика цен,
- процент на капитал,
- заработная плата,
- объем внешней торговли,
- объем производства ключевых видов промышленной продукции.
Это позволило обнаружить циклические волны, имеющие длительность от 48 до 55 лет. Ученый сделал вывод, что благодаря инновациям хозяйственная конъюнктура переходит на подъем со спада, и за счет этого возникают волны. Во многом характер развития менеджмента как искусства управления и науки предопределяется технологиями реализации этих инноваций. Основу гипотезы составило наблюдение, в соответствии с которым распределение нововведений на временной шкале неравномерно. Перед началом и на начальных этапах каждой из повышательных волн больших циклов в социально-экономической жизни общества происходят глубокие изменения, проявляющиеся в том числе в значительных технических изменениях. Н.Д. Кондратьев отводил научно-техническим изобретениями и новациям ведущую роль среди факторов, влияющих на изменение параметров социально-экономического развития. Они же определяют развитие инструментов менеджмента в рамках экономического эволюционного процесса, состоящего в трансформации производственных отношений и производительных сил.
Если продолжить выявленные тенденции на будущие годы, то исходя из наличия повышательных волн в середине-конце XX века можно ожидать спада в конце первой четверти (2020-е годы) и подъема в середине XXI века. Переход к постиндустриальной экономике и информационному обществу неизбежно повлечет за собой сокращение объема производства материальной продукции. Соответственно, должно уменьшиться потребление энергии и увеличиться объем рынка интеллектуальной продукции.
Интеллектуальный продукт – это результаты интеллектуальной, мыслительной деятельности (открытия, изобретения, проекты, патенты, научные отчеты и т.д.).
Смещение акцентов с материальной на интеллектуальную продукцию трансформирует и вектор развития менеджмента. Если раньше (в эпоху индустриального развития) требовалось организовывать эффективное производство путем качественного исполнения рутинных операций, то в постиндустриальной экономике менеджерам нужно развивать интеллектуальный капитал организации, оптимально использовать интеллектуальные возможности каждого отдельного работника или их групп для того, чтобы при создании продукции максимально использовать синергетический эффект.
Значительная роль в создании интеллектуального продукта отведена информационным технологиям.
Перспективы развития менеджмента в XXI веке
Явной тенденцией начала XXI века является переход от производственного к маркетинговому подходу. Одним из явлений последних лет стал социально-этический маркетинг, требующий от менеджера увязать в рамках маркетинговой политики три фактора:
- прибыль организации,
- удовлетворенность покупателей,
- благосостояние людей (интересы общества в целом).
Начиная с 1930-х менеджмент пополнялся концепциями, отражающими все более пристальное внимание к отличиям трудовой деятельности людей от работы машин. В частности, был исследован вероятностный характер человеческой реакции на управляющие воздействия, научно-техническая и информационная революция, автоматизация и компьютеризация принятия решений. Вследствие этого в современных условиях менеджмент развивается по таким направлениям:
- углубленное изучение психологических аспектов управления;
- компьютеризация принятия управленческих решений, базирующаяся на системном подходе;
- учет глобализации информационно-экономического пространства.
В будущем можно ожидать развития менеджмента по следующим направлениям:
- Рациональное сочетание рыночных методов и государственного вмешательства.
- Широкое применение стратегического планирования и управления в деятельности организаций.
- Регулярная корректировка целей организации как реакция на изменения во внешней среде.
- Достижение стратегических и оперативных целей организации путем оптимального распределения ресурсов (материальных, финансовых и трудовых) по важнейшим направлениям деятельности организации.
- Разработка новых приемов и методов управления, которые позволят организации более гибко адаптироваться к изменениям внешней среды.
- Резкое повышение уровня квалификации и искусства менеджеров в управлении организацией.
- Использование в практике управления оптимальных решений, выбранных на основе тщательного анализа альтернативных вариантов решения проблемы.
- Совершенствование структур управления за свет большей децентрализации функций.
- Постоянная забота о повышении квалификации работников организации.
- Максимальное использование инноваций, экономико-математических методов, ЭВМ.
- Развитие информационных систем, широкое использование глобальных информационных сетей (Интернет и др.).
- Привлечение сотрудников к управлению организацией.