Методология риск-менеджмента
Отраслевые особенности выбора методики риск-менеджмента – это принципы выбора инструментов управления риском, обусловленные особенностями отрасли, в которой работает компания.
Любое предприятие на рынке функционирует в условиях неопределенности и риска. В настоящее время проблемы учета и оценки рисков имеют самостоятельное прикладное и теоретическое значение, выступают важным элементом практики и теории управления (менеджмента).
Факторы, обуславливающие принятие управленческих решений в условиях риска:
- отсутствие полной информации о ситуации,
- наличие противоречивых тенденций развития внешней среды,
- элементы случайности.
Невозможно представить современный бизнес без риска. Для выживания в условиях рынка приходится решаться на нетривиальные смелые действия, внедрение технических, технологических и организационных новшеств, что приводит к усилению риска. Следовательно, предприниматели должны не избегать рисков, а оценивать их меру и осуществлять управление в целях минимизации. Ценность полученных характеристик риска состоит в том, что они способствуют принятию более взвешенных решений в конкретной ситуации.
К базовым методам риск-менеджмента относятся:
- отказ от риска,
- передача риска,
- принятие риска,
- снижение риска.
Риск-инструментарий – более широкое понятие, которое включает разнородные инструменты:
- правовые,
- политические,
- организационные,
- социальные,
- экономические инструменты.
Риск-менеджмент – это система, в которую одновременно могут входить несколько инструментов и методов управления риском.
Одним из популярнейших инструментов управления риском является страхование.
Сущность страхования состоит в том, что ответственность за возмещение ущерба при возникновении определенной негативной ситуации передается специализированной сторонней организации (страховой компании).
Процесс управления рисками включает в себя маркетинг, менеджмент, целеполагание.
Под риск-маркетингом понимается процесс выбора методов и инструментов управления рисками, учитывающий общие цели управления и реально существующие субъекта риска ограничения:
- технологические,
- конструктивные,
- финансовые,
- организационные.
Под риск-менеджментом понимают процесс поддержания баланса между людьми, целями, приоритетами и ресурсами в ходе достижения установленных риск-целей с применением доступных инструментов:
- финансовых,
- организационных,
- технологических,
- конструктивных.
В основе как менеджмента, так и маркетинга риска лежит целеполагание.
Под риск-целеполаганием понимают процесс и результат выбора оптимальной цели в рамках управления риском с учетом доступных ресурсов и ограничений, обусловленных текущей рыночной и социально-экономической ситуацией.
Как и другие виды менеджмента, риск-менеджмент включает основные функции – планирование, организацию, мотивацию и контроль.
Особенности управления отраслевыми рисками
Под отраслевым риском понимают вероятность возникновения потерь вследствие изменения экономического состояния отрасли (рассматриваются как трансформации внутри отрасли, так и в других отраслях).
Анализ отраслевого риска включает изучение нескольких факторов:
- деятельность, которую ведут фирмы в данной отрасли и смежных отраслях за выбранный временной период,
- степень устойчивости деятельности компаний в данной отрасли в сравнении с общеэкономической ситуацией в стране,
- результаты функционирования разных компаний в отрасли, их стабильность или дифференцированность.
Существуют разные подходы к измерению отраслевого риска. Одним из популярных показателей для измерения выступает уровень отклонения (колебания) результатов деятельности компаний отрасли по сравнению с экономикой в целом. В статистическом анализе этот показатель называют бета-коэффициентом. Нормальный для рыночной экономики показатель бета – единица. Если бета меньше единицы, отрасль характеризуется как стабильная, а если больше единицы – в отрасли наблюдаются значительные колебания. Чем выше бета-коэффициент, там более рискованная отрасль. Чтобы рассчитать этот показатель, приходится собирать большой объем информации. Часто для его измерения применяют регрессионных анализ. В зарубежной практике анализом и расчетами занимаются специализированные организации, собирающие массивы данных и продающие собственные выводы заинтересованным пользователям (например, финансовым организациям, банкам, страховым компаниям, инвестиционным фондам и т.д.).
В случаях, когда сбор данных невозможен, анализ строят на изучении двух факторов:
- Внутриотраслевой конкурентной среды. Во внимание принимается, насколько развита ценовая и неценовая конкуренция в отрасли, имеются ли барьеры для входа в отрасль и насколько они существенны (иногда исследуются также барьеры выхода из отрасли), существуют ли близкие заменители для продукции отрасли (если да, насколько они конкурентоспособны по цене и качеству), какой покупательной способностью обладают клиенты, каково социальное и политическое окружение для отрасли,
- Стадии промышленного жизненного цикла. Основными стадиями являются первоначальное отраслевое развитие, быстрый рост, замедляющийся (размеренный) рост, стабилизация и зрелость, снижение объемов рынка и спад.
Все указанные факторы не являются стабильными. В отрасли могут происходить неожиданные, притом весьма резкие изменения. В связи с этим возникает потребность в постоянном анализе отраслевых рисков. Особое внимание должно уделяться перспективе развития отрасли в краткосрочном и долгосрочном периодах (в зависимости от целей проведения анализа, а также пользователей, которым предназначается исследование).
Также необходимо учитывать фактор диверсификации деятельности компании. Одна фирма может функционировать одновременно в нескольких отраслях. Доминирующий вид деятельности определяется по объемам продаж за предшествующие годы.