Характеристика рынка инноваций
Рынок инноваций – это совокупность организационно-экономических отношений, которые возникают в процессе обмена результатами инновационной деятельности и согласования интересов его участников по срокам, ценам и масштабам данного обмена.
Развитие рынка инноваций оказывает все более сильное влияние на общее экономическое развитие. Это связано с повышением уровня технологического развития. Как и у рынков традиционных товаров, у рынков инновационных продуктов определяются:
- отраслевая и географическая структура,
- действующие нормы права,
- общепринятые формы рекламы,
- методика ценообразования.
Рынок инноваций располагается на стыке рынков товаров и знаний. Определяющей характеристикой рынка инноваций выступает формирование новых наукоемких высокотехнологичных благ, которые превосходят по характеристикам существующие аналоги и способны привести к увеличению конкурентоспособности предприятий реального экономического сектора. Кроме того, рынки инноваций характеризуются следующими особенностями:
- ограниченность численности покупателей и продавцов,
- новизна рынка с точки зрения организации, которая предлагает инновационные товары (она еще не имеет информации о потребителях),
- неэластичность рынка по цене, поскольку влияние ценовой политики на объем сбыта ограничено.
Рынки инноваций могут быть реализованы в формате рынка контрактных НИОКР, рынка лицензий и рынка технологий. В первом случае торговля ведется результатами НИОКР, а во втором и третьем – правами на применение уже подтвердивших эффективность технологий и продуктов.
Участниками рынка инноваций являются:
- интеграторы передовых проектов и технологий, т.е. организации, занимающиеся развитием фундаментальной или прикладной науки,
- фирмы, работающие в реальном секторе экономики – потенциальные или реальные заказчики по инновационным продуктам,
- индивиды (физические лица), выступающие генераторами новых идей и потребителями инновационных продуктов.
Для субъектов инновационной деятельности не является редкостью двоякая роль:
- с одной стороны, они выступают как покупатели научно-технических продуктов,
- с другой стороны, выступают продавцами инновационных продуктов.
Сама возможность функционирования инновационных компаний тесно связана с масштабами платежеспособного спроса потребителей инновационных продуктов. Они же определяют ограничения на объемы приобретаемой научно-технической продукции.
Центром инновационного бизнеса являются промышленные предприятия. Ориентиром для их инновационной деятельности выступают стратегические цели развития компании. Все большую актуальность для промышленных предприятий приобретает трансфер инноваций, предполагающий не только передачу данных о новшестве, но и освоение инновации. Традиционно передача технологий от исследовательских организаций к промышленным производится на стадии завершения опытно-конструкторских работ. Далее начинается освоение технологий для серийного использования.
Результаты деятельности промышленных предприятий в сфере инноваций могут быть представлены в виде следующей логической цепочки:
- Внедрение инновационных процессов и технологий.
- Появление инновационных продуктов.
- Ускорение развития бизнеса, рост его конкурентоспособности.
- Рост оборота предприятия.
- Увеличение ВРП (валового регионального продукта).
- Нарастание бюджетных доходов в виде налогов.
- Повышение благосостояния общества.
Особенности рынка инноваций
Ученые указывают, что для рынка инноваций характерно, что в качестве двигателя прогресса выступает не спрос, а предложение. Бывает так, что ранее неизвестные товары (спрос на которые еще не мог сложиться) оказываются востребованными, находят круг потребителей. Так было, например, с первыми персональными компьютерами и другими гаджетами. В то же время не вызывает сомнений, что дальнейшая судьба и успешность инновации определяется спросом. С учетом обеих точек зрения можно сформулировать такой вывод: формирование инновационного предложения должно опираться на преимущества, которые товар даст потребителю от использования. Действовать следует постепенно, поскольку сначала на инновационные блага предъявляется небольшой спрос, и лишь позже он «раскручивается». Часто спрос на инновационные товары плохо поддается прогнозированию. Добиться признания у потребителей может только предложение по-настоящему достойного товара.
У рынка инноваций есть ряд специфических функций, не свойственных (или свойственных в меньшей степени) другим рынкам:
- обеспечение прикладных научных исследований источниками финансирования,
- формирование новых знаний,
- разработка инновационных технологий и продуктов,
- удовлетворение потребностей, предъявляемых предприятиями реального сектора, в инновационных разработках,
- расширение сферы применения инноваций,
- повышение конкурентоспособности компаний, регионов и стран.
Для российского рынка инноваций более типичной схемой является коммерциализация имеющихся разработок или идей. В таком случае идеи разрабатываются в университетах с помощью государственного финансирования, далее проходят стадию опытно-конструкторских работ, после чего начинается поиск компаний, которые бы захотели и смогли внедрить инновации. Более эффективной представляется схема, когда отправной точкой для разработки служит заказ со стороны реального бизнеса. На основе этого заказа интеграторы начинают разрабатывать решение. За счет предварительного оформления запроса риск отсутствия спроса на созданную инновацию существенно снижается; однако формирование заказов должно иметь системный характер, быть регулярным, для чего требуется предварительное формирование инфраструктуры инновационного рынка.