Понятие управленческого контроля
Управленческий контроль в современном менеджменте воспринимается как ключевая функция. Кроме того, управленческий контроль – это деятельность, которая сопряжена с эффективной оценкой труда персонала и контроль результатов. Ключевой инструмент проявления этой функции в менеджменте – это контроль над исполнением поручений руководителя и анализ полученных результатов. Рассмотрим на практическом примере.
Руководитель принимает управленческое решение, делегирует полномочия и контролирует результат. В данном случае, контроль – не только инструмент воздействия на персонал, но и прочная связь с внешней средой. Получая информацию и обрабатывая ее, менеджер может корректировать решение и планы.
Причины применения усиленного управленческого контроля
- Сомнения руководителя в том, что каждый выполняет соответствующую задачу
- Высокая динамика внутренних и внешних изменений
- Изменение организационной структуры (увеличение, реструктуризация)
Наличие каждой из причин или всех сразу побуждает менеджера к усилению контроля. Чаще всего, ситуация такова, что руководитель не замечает происходящих изменений. Активные действия с его стороны начинаются только тогда, когда негативные последствия уже становятся необратимыми
Сущность усиленного контроля
- Стандартизация и планирование текущей деятельности
- Тестирование и анализ входящей информации
- Проведение своевременной корректировки, в том случае, если она необходима
- Единство цели управления, принципов и функции
Руководитель планирует добавить в организационную структуру рекламный отдел. Сотрудники других отделов полагают, что контроль за их деятельностью будет ослаблен. Однако, руководитель применяет усиленный контроль и оценивает реакцию персонала. Полученные результаты позволили определить, что некоторые сотрудники не эффективно выполняют должностные обязанности. Действия руководителя, в данном случае, должны быть направлены на оптимизацию поведения персонала. Возможно, целесообразно даже устранение тех сотрудников, которые не хотят работать.
Функции контроля
- Анализирующая – одна из ведущих функции, определяющих дальнейшую работу руководителя
- Информационная – получение информации через механизм обратной связи
- Координирующая – часть функции возможна только при участии руководителя. Таким образом, в сознании коллектива, данная информация определяется как исключительная, предназначенная только для руководителя.
- Мотивирующая функция – стимулирует персонал на выполнение поставленных задач
- Обучающая функция – менеджер обучает персонал работе на предприятии в соответствии с его предпочтением
- Дополняющая функция – состоит в деятельности менеджера по уточнению поставленных задач.
Руководитель дает задание подчиненному протестировать продукт. Подчиненный выполняет поставленную задачу. Руководитель проверяет результаты теста. Однако, в данной ситуации сотрудник уже получил результат теста, и проверил решение руководителя на практике. Контроль ему не нужен. Руководитель лишь дублирует полученный результат. Современные системы управленческого контроля
Системы управленческого контроля состоят из функциональных элементов. Принципы управленческого контроля полностью дублируют элементы системы управленческого контроля.
Особенность системы заключается в том, что она представляет собой постоянный, безостановочный цикл, который стимулируется внешней средой и руководителем. Помимо этого, в системе есть реверсивные связи, внутренняя и внешняя среда.
В современных системах менеджмента появился новый элемент – инновации, инновационный продукт. Сотрудники тоже являются элементом системы управления, а ключевым ресурсом данной системы является информация.