Общая характеристика финансового менеджмента в малом бизнесе
Особенности финансового менеджмента в малом бизнесе – это характерные особенности применения финансового менеджмента на небольших предприятиях.
Крупный и малый бизнес отличаются достаточно существенно. Поэтому перед тем, как начать применять «большой» финансовый менеджмент на малых фирмах, нужно основательно пересмотреть его принципы – в противном случае эффект не будет достигнут. Ключевые отличия касаются постановки целей, доступа к ресурсам, уровня ликвидности и вероятных рисков.
Малым предприятиям сложно получить доступ к финансовому и денежному рынку. В большинстве случаев эмиссия акций для них невозможна. Проблемы имеются и с получением кредита:
- стоимость кредитов для малого бизнеса высока,
- многие банки отказывают в кредитовании из-за высокой оценки рисков предприятия или отсутствия кредитной истории.
В такой ситуации малый бизнес может развиваться только за счет таланта руководителя, которому удается найти пути привлечения нужного объема денежных ресурсов.
Перед малыми предприятиями, в отличие от крупных, не стоит цель максимизации курса акций и показателей капитализации (суммарной курсовой стоимости акций), а также суммы дивидендов. Для малого бизнеса не осуществляется публичная оценка стоимости с применением механизмов финансового рынка, она вообще трудноопределима. При этом максимизация рыночной стоимости все же входит в круг интересов руководства малого бизнеса:
- одни компании рассчитывают рано или поздно вырасти до такого масштаба, когда эмиссия акций будет целесообразна, и выйти на биржу,
- другие, что характерно для стартапов, ставят себе целью подороже продаться большой фирме.
Однако бывает и иначе. Собственник может учредить бизнес для того, чтобы быть самому себе хозяином. В таком случае вопрос максимизации рыночной стоимости вообще отходит на второй план, и собственник будет отказываться от привлечения инвесторов-будущих совладельцев ради того, чтобы сохранить независимость (даже в ущерб экономической целесообразности).
Набор, уровень и иерархия рисков, типичные для малого бизнеса, также отличаются. Успех или неуспех маленькой компании напрямую определяет благосостояние, а иногда и судьбу в целом ее владельца. Собственник малого бизнеса не очень свободен при диверсификации портфеля личных инвестиций: часто каждую свободную копейку предприниматель вкладывает в свое дело, а не в альтернативные инструменты. За счет этого риск лично собственника малого бизнеса выше, чем держателей акций крупных компаний. Акционеры могут диверсифицировать портфель и при необходимости достаточно быстро продать акции (если речь идет о вышедшем на биржу предприятии).
Парадоксально, но максимальный риск в малом бизнесе часто не компенсируется высокой доходностью – особенно на ранних стадиях функционирования компании. Именно этим обуславливается сложность привлечения финансовых ресурсов именно в то время, когда они сильнее всего нужны.
Уровень ликвидности у малых фирм ниже, чем у крупных предприятий. Малому предприятию труднее «мобилизовать» деньги, чтобы выполнить текущие обязательства по банковским кредитам и кредиторской задолженности. Это приводит к снижению платежеспособности по сравнению с крупными компаниями. Причины более низкой ликвидности:
- меньшая доля вложений в дебиторскую задолженность и запасы,
- более высокие текущие обязательства.
В связи с этим ключевую задачу финансового менеджмента малого бизнеса можно определить как совершенствование управления краткосрочными обязательствами и оборотным капиталом:
- денежными средствами,
- дебиторской задолженностью,
- запасами.
Проблемы анализа в финансовом менеджменте малых предприятий
При оценке показателей финансового состояния малых предприятий возникает ряд проблем. В качестве главного инструмента традиционно рассматривается коэффициентный метод. Однако для того, чтобы он позволял сформировать реалистичную оценку положения малого предприятия, необходимо обеспечить уверенность в адекватности данных отчетности. Если сомнений в ней нет, то можно провести анализ:
- платежеспособности,
- ликвидности,
- деловой и рыночной активности.
Но на практике достоверность бухгалтерской отчетности малых предприятий спорна. Это связано как с культурно-этическими аспектами ее формирования, так и с попытками уйти от налогообложения. Неграмотная, небрежная отчетность делает невозможным хороший финансовый менеджмент. Действительно, принятие рациональных финансовых решений не может опираться на искаженные данные или вообще обходиться без информационной базы. К сожалению, грамотный бухгалтерский учет и достоверная отчетность не гарантируют высокого качества финансового менеджмента: это необходимое, но не достаточное условие его формирования.
Количественный (коэффициентный) анализ обязательно нужно сопровождать качественными исследованиями. Очень часто для малых предприятий количественный анализ выявляет высокие финансовые или предпринимательские риски, поэтому следует дополнительно найти ответы на три вопроса:
- достаточна ли диверсифицированность клиентов или потеря одно-двух крупных заказчиков станет катастрофой?
- достаточна ли диверсифицированность товаров и услуг?
- насколько сильно бизнес зависим от личности нынешнего руководителя (владельца), сможет ли продолжиться без него или погибнет при его утрате?
Эти вопросы связаны с жизнеспособностью малого бизнеса и важны как для собственников предприятия, так и для потенциальных кредиторов. Поэтому в западной практике коэффициентный анализ дополняют анализом по «системе пяти Си»:
- личность фигуры, играющей ключевую роль на предприятии (Character),
- способность грамотно управлять (Capacity to manage),
- потоки денежных средств (Cashflows),
- кредитное обеспечение – активы (Collateral),
- условия ведения бизнеса (Conditions).