Правила организации работы с потребителями
Организация работы с потребителями – это немаловажная составляющая коммерческого успеха организации, особенно если компания работает в сфере оказания услуг, или же напрямую с конечным потребителем, а не с дистрибьюторами.
Сейчас быстрое развитие в сфере технологий, демографический рост, усовершенствования в деятельности коммерческих, государственных и муниципальных организаций приводят к улучшению благосостояния населения, причем гораздо большему по сравнению с предыдущими годами.
Взаимоотношения между потребителями и организациями, оказывающими услуги и предоставляющими продукцию, как никогда ориентированы на потребителя и не считаются самыми важными для достижения успеха компании. Специалисты в сфере сервиса, непосредственно работающие с потребителем, или же ответственные за обслуживание клиентов, никогда еще не занимали таких важных позиций в структуре организации.
Повышение или хотя бы поддержка степени удовлетворенности клиента - это один из важнейших факторов прогрессивной деятельности компании в любой сфере.
По результатам анализа, проведенного специалистами Гарвардской школы бизнеса, есть три основных способа достижения успеха "3Rs" при работе с клиентами:
- удержание клиента;
- продажа сопутствующих товаров;
- направление к специалисту.
Институт обслуживания потребителей считает наиболее важным при оказании услуг следующее:
- своевременность предоставления услуги;
- внешний вид;
- вежливость и этичность;
- качество и эффективность;
- простоту получения услуги;
- возможность решения проблемы.
Также можно сформировать набор факторов, отвечающих "3Rs", которые могут успешно применяться и в государственной сфере, где правила и нормы ведения делопроизводства и достижения целей не менее важны, чем в коммерческой:
- надежность;
- отзывчивость;
- уважительность.
Эти факторы можно переработать в ряд целевых критериев. И поэтому просто необходимо для организации разработать способ самостоятельной оценки работы производства в соответствии с этими факторами, и оценки работы компании клиентами.
Несмотря на то, что большинство крупных компаний давно организовали работу с потребителями по самым высоким стандартам, существует большой пласт организаций, которые пока не понимают, что это необходимо сделать для достижения коммерческого успеха:
- внедрение алгоритмов работы, обеспечивающих высокий уровень обслуживания клиентов, отвечающий потребностям и ожиданиям потребителей;
- обеспечение конкурентоспособности компании на рынке оказания услуг;
- повышение конкурентоспособности с помощью создания и демонстрации клиентам новых услуг;
- увеличение позитивных оценок клиентами опыта общения с компанией и таким образом повышение лояльности потребителей;
- рост уровня удержания клиента;
- привлечение новой аудитории с помощью положительных отзывов потребителей;
- уменьшение затрат на маркетинг;
- рост эффективности обслуживания;
- понижение уровня претензий клиентов и сокращение времени и затрат на обработку претензий;
- исполнение законов и норм по защите прав потребителей, принципов честной конкуренции;
- повышение качества оказания услуг и ответственности при их оказании;
- обеспечение клиентоориентированного подхода в компании в целом при разработке и поддержании высокого качества сервиса;
Культура обслуживания клиентов должна быть превентивной, рассчитанной даже на чрезмерные требования клиентов.
Принципы обслуживания потребителей
Для обеспечения современного и высокого уровня обслуживания клиентов разработаны следующие принципы:
- принятие обязательств. Эффективно и качественно оказывать услуги клиентам должно быть основной целью для сотрудников на всех уровнях компании. Несомненно, такие обязательства должны быть возложены на себя в первую очередь со стороны высшего менеджмента компании;
- надежность. Все обязательства компании по отношению к клиенту должны быть исполнены, услуги оказаны в согласованные с клиентом сроки, для взаимодействия компании с потребителями используются отказоустойчивые системы;
- высокий уровень обслуживания клиентов. Система обслуживания клиентов должна быть создана и реализована во все аспекты деятельности компании;
- компетентность. К взаимодействию с клиентами должен быть привлечен высококвалифицированный персонал, владеющий необходимыми знаниями, опытом и навыками и способный использовать их на практике, работу сотрудников нужно периодически контролировать;
- ответственность. Ответственность в сфере оказания услуг потребителям должна быть идентифицирована; назначенные сотрудники должны иметь необходимые полномочия и ресурсы, дающие им эффективно взаимодействовать с клиентами, а также должен быть определен по крайней мере один ответственный за решение возникающих у потребителей проблем;
- ресурсы. Нужно выделить необходимые ресурсы, которые будут способствовать обеспечению высокого уровня обслуживания клиентов;
- идентификация проблем, появляющихся при обслуживании клиентов. Нужно производить систематическую работу по определению и анализу затруднений, появляющихся при обслуживании клиентов, во всех аспектах деятельности компании;
- качество обслуживания клиентов. Все сотрудники компании обязательно вовлекаются в обеспечение и постоянный анализ качества обслуживания клиентов. Анализ проводится с учетом изменений и повышения запросов клиентов, существенных для сферы деятельности компании;
- системы обратной связи. Нужно в обязательном порядке разработать и внедрить несколько каналов получения обратной связи от потребителей и доведения выводов, сделанных из этой информации до персонала;
- постоянное улучшение. Должна быть внедрена система непрерывного роста уровня обслуживания клиентов, обеспечивающая качество обслуживания потребителей, соответствующее или превышающее текущие запросы клиентов;
- внутренний обмен информацией. Должны быть определены внутренние потребители и реализован обмен данными между ними, потому что это есть важный элемент в становлении культуры обслуживания клиентов.
Для реализации этих принципов можно пользоваться различными методами, такими как:
- создание группы профессионалов из различных филиалов под этот конкретный проект;
- публикация электронного документа с правилами и принципами обслуживания клиентов;
- применение единых правил и стандартов обслуживания клиентов в компании.