Планирование производства
Организация и планирование производства — это четкая система финансово обоснованных мер и способов их реализации, которые обеспечивают максимально эффективное применение производственных площадей, техники, трудовых, материальных ресурсов и финансовых активов в процессе изготовления продукции.
Производственные планы — это важная составляющая системы планирования на предприятии в целом, потому формирование планов производства рассмотрим подробнее.
Система планирования состоит из четырех этапов:
- тактический план производства;
- стратегический план производства;
- производственная программа;
- календарный план производства.
Главной целью производственного планирования является определение стандартов производства, чтобы обеспечить удовлетворение потребностей заказчиков, покупателей или потребителей продукции организации.
При составлении производственного плана необходимо учесть четыре ключевых момента:
- Какое количество продукции и в какие сроки надо произвести?
- Какие ресурсы нужны?
- Какими ресурсами и мощностями владеет предприятие?
- Предполагаемые дополнительные расходы требуются для организации выпуска и продажи продукции в необходимом количестве для удовлетворения спроса?
Это вопросы производительности и приоритета.
Приоритет — это то, что необходимо в определенном количестве в конкретный момент времени.
Они устанавливаются рынком.
Производительность — это возможность производства выпускать продукцию, оказывать услуги.
Производительность напрямую зависит от ресурсов компании и от возможности в нужное время получить от поставщика оплаченные ресурсы.
В краткосрочном периоде производительность — это объем работ, который выполняется за определенный срок с помощью труда и оборудования.
В производственном плане можно отобразить:
- объем и ассортимент производимой продукции в количественном и материальном выражении;
- необходимый уровень материально-производственных ресурсов для понижения риска остановки производства из-за недостатка материалов и сырья;
- календарный план производства готового продукта;
- программу производства;
- потребности в материалах и сырье;
- себестоимость выпущенного продукта;
- себестоимость единицы продукции;
- маржинальную прибыль.
Тактическое и стратегическое планирование производства
План производства взаимосвязан с общей стратегией развития компании, планами закупок и продаж, количеством выпускаемого продукта, прогнозируемыми запасами, ресурсами и т. п. Он базируется на долгосрочных прогнозах.
Тактический план обеспечивает достижение целей, поставленных стратегическим планом.
Тактические планы состоят из полных данных по производственным отделениям организации (наличие материальных и кадровых ресурсов, транспорта, оборудования, складских площадей для хранения материальных ресурсов, готового продукта и т. д.), необходимых для приведения в жизнь программы производства и сроков ее выполнения. Тактические планы мероприятий расширяются стоимостными планами, в которые входит информация об издержках (себестоимости) в разрезе подразделений, а также планами потребности в ресурсах.
Уровень детализации производимого продукта в производственном плане зачастую низкий. Детализация производится по расширенным группам товаров (например, морозильное оборудование, плиты и т. п.).
Календарный план производства
Календарный план производства формируется для подразделений компании. Он является, по сути, графиком выпуска конкретных видов товаров в определенный срок. Как исходную информацию используют:
- заказы на продукт;
- производственный план;
- информацию о запасах готовой номенклатуры на складе.
В календарном плане производят сепарирование производственного плана по датам, уточняют объем итоговых изделий всех видов, который необходимо выпустить в заданный временной интервал. К примеру, в плане указано, что еженедельно надо произвести 100 единиц изделий модели «М», 300 единиц изделий модели «Н».
Календарное планирование помогает:
- формировать последовательность производства заказов и приоритеты работ;
- управлять материальными ресурсами по производственным мощностям;
- производить готовый продукт в соответствии с планом продаж, минимизируя простои производства, чрезмерные запасы ресурсов и работу сотрудников вхолостую.
Степень детализации здесь гораздо выше, чем в производственном плане. План производства делают по увеличенным группам, а календарный план производства делают по конкретным итоговым продуктам и типам работ.
Производственная программа – это часть производственного плана, которая включает в себя информацию о плановом количестве выпуска и реализации продукта.
К производственной программе обязательно прилагаются расчеты:
- производственных мощностей компании;
- коэффициента полезного действия производственных мощностей;
- уровня загрузки производственных отделений.
Плановый объем производства можно высчитать, опираясь на планы продаж и закупок.
Базу плана продаж формируют:
- договора с потребителями продукта компании;
- информация о продажах за предыдущие периоды;
- информация о спросе на товар, приходящая от менеджеров отдела продаж.
База плана закупок:
- договора с поставщиками различных ресурсов;
- подсчет потребности в материальных ценностях;
- информация о ресурсах на складах.
Количество выпуска готового продукта прогнозируется по группам. Продукт относится к какой-либо группе по классификационным особенностям, которые помогают различать изделия. При формировании объема выпускаемого продукта приоритетными являются товары, пользующиеся увеличенным актуальным спросом у потребителей и покупателей (информацию составляет отдел продаж).
В производственной программе можно сформировать и определить производственную мощность, что позволяет составить баланс производственных мощностей компании.
Под производственной мощностью понимается самое большое возможное количество производства продукта за год в ассортименте и номенклатуре, которые установлены планом, при максимально возможном использовании производственного оборудования и площадей.