Оценка результативности бизнес-процесса - это процесс количественного и качественного определения результатов, которые были достигнуты после завершения бизнес-процесса, в неразрывной связи с объемом использованных для этого ресурсов.
Основы оценки результативности бизнес-процесса
В настоящее время в сфере корпоративного управления предприятием большое распространение получил, так называемый, процессный подход. Он, помимо прочего, предполагает отдельное выделение и изучение бизнес-процессов, из совокупности которых и состоит вся хозяйственная деятельность предприятия.
Каждый бизнес-процесс характеризуется определенной результативностью. Она подлежит регулярной оценке. Она заключается в применении специальных аналитических методов, который позволяют количественно и качественно установить достигнутые результаты, зафиксировать используемые объемы ресурсов, сопоставить эти два параметра и сделать соответствующие выводы.
Нужно указать, что сейчас отмечается недостаточная разработка теоретических основ разработки бизнес-процессов и их эффективности. В частности, отсутствуют методические указания по их оценке, а также практика разработки показателей.
Способы оценки результативности бизнес-процесса
Результат бизнес-процесса представляет собой степень достижения поставленной цели, которая не может определяться параметрами самого бизнес-процесса, а задается экзогенно (т. е. извне). Отсюда следует, что поставленная цель в системе взаимосвязанных и взаимообусловленных бизнес-процессов определяется требованиями последующих процессов и влияет на их параметры.
Оценка результативности бизнес-процесса должна предусматривать реализацию ряда мер, которые в рамках общего менеджмента организации должны привести к совершенствованию всей хозяйственной деятельности. Во-первых, нужно получить те ресурсы и информацию, которые необходимы для поддержки бизнес-процессов. Во-вторых, необходимо реализовывать мониторинг, измерение и анализ бизнес-процессов. В-третьих, требуется систематическое принятие мер, которые позволят достичь запланированных результатов и постоянно улучшать этих бизнес-процессов.
Сейчас с точки зрения оценки результативности бизнес-процесса многие предприятия на практике используют такую методику, как сбалансированная система показателей. Она известна как подход Нортона - Каплана, в соответствии с которым предприятие может быть оценено четырьмя группами измеряемых показателей:
- показатели прибыли и капитализации (оценивается финансовая эффективность предприятия);
- показатели завоевания долей рынка и приобретения конкурентных преимуществ, лояльности клиентов и способности предприятия обеспечить их удержание (оценивается внешняя эффективность предприятия);
- показатели качества бизнес-процессов (оценивается внутренняя эффективность предприятия);
- показатели потенциала роста предприятия и квалификации персонала, т.е. его способность к восприятию новых идей, его гибкость, ориентация на постоянные улучшения.
Подобный подход к оценке результативности бизнес-процесса по большей части предназначен для информирования внешних потребителей, которые при принятии управленческих решений руководствуются надёжными показателями. Следовательно, довольно-таки часто в качестве индикаторов своих финансовых возможностей предприятия используют немонетарные показатели.
Особенности оценки результативности бизнес-процесса
Для того чтобы проанализировать бизнес-процессы предприятия на предмет их результативности, нужно разработать специальные функционально-информационные модели. Первая из таких моделей должна определить трудоемкость бизнес-процессов и трудозатраты их участников. Далее традиционно большое значение имеет функционально-стоимостной анализ эффективности выполнения бизнес-процессов.
В рамках рассматриваемой работы часто оценивают себестоимость производства, которое и включает в себя множество бизнес-процессов. Отдельно разрабатывается система планирования процессов организации работы предприятия. Важно безостановочно осуществлять мониторинг выполнения бизнес-процессов.
Ответственный менеджмент современного предприятия должен разработать системы документооборота и системы управления процессами “по несоответствиям”. В конечном итоге должен быть установлен сводный анализ и визуализация характеристик изучаемых бизнес-процессов предприятия.
Оценивание результативности бизнес-процесса осуществляться на основе балльных, абсолютных и относительных оценок. Оценки в баллах (от 0 до 10) выставляются специально приглашенными экспертами. В абсолютных единицах может быть выражена, например, трудоемкость проекта в человеко-часах. А главными относительными единицами оценки являются проценты, при которых вычисляется отношение реальной оценки и максимально возможной оценки данной метрики.
Сейчас называют несколько основных причин, в силу которых методы оценки результативности бизнес-процесса недостаточно разработаны. В частности, говорят о существовании определенной путаницы в терминологии теории эффективности и результативности. До сих пор нет общепризнанных моделей и метрик бизнес-процессов. А до последнего времени для оценивания результативности бизнес-процессов предприятий не использовалось большое число новых методик оценки, преимущественно, зарубежных разработок.
Таким образом, бизнес-процесс как элемент хозяйственной деятельности предприятия характеризуется определенной результативностью, которую необходимо регулярно оценивать путем использования специальных инструментов и аналитических методов.