Региональная эффективность проекта - это разновидность эффективности проекта, которая оценивается по критериям публично-правовых и территориальных образований.
Понятие региональной эффективности проекта
Нередко в результатах реализации отдельных проектов могут быть заинтересованы структуры, которые по отношению к непосредственным участникам проекта являются структурами более высокого уровня. Эти структуры могут как напрямую участвовать в проекте, так и не принимать в нем участие, но при этом оказывать существенное влияние на процесс его реализации.
Таким структурами, в частности, могут быть административно-территориальные образования. В России такой статус закреплен за Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями. Перечисленные структуры применяют в отношении проектов критерии, которые позволяют получить оценку их, так называемой, региональной эффективности.
Региональная эффективность проекта связана с интересами административно-территориальных образований. Традиционно они заключаются в повышении качества жизни населения, в обеспечении безопасности на подведомственной территории, в достижении устойчивого социально-экономического развития территории и т. д.
Главным показателем региональной эффективности является валовый региональный продукт (точнее говоря, его изменение). Помимо него, учитывают изменения в таких важных обобщенных показателях как сбалансированность регионального бюджета, уровень безработицы, личный располагаемый доход на душу населения и др.
Довольно часто региональную эффективность выявляют не только у проектов, которые реализуют отдельные хозяйствующие субъекты, но и у проектов, которые реализуют органы публичной власти. В данном случае региональная эффективность проекта задается еще на стадии его разработки и фиксируется в паспорте проекта. Она, как правило, находит отражение в решении задач, которые направлены на реализацию стратегии (концепции) регионального развития.
Порядок оценки региональной эффективности проекта
Для оценки региональной эффективности проекта требуется просуммировать денежные потоки, которые вызваны ведением инвестиционной, операционной и частично финансовой деятельности. Частичный характер последней проявляется в том, что поступление и выплата кредитов учитываются только со стороны среды, которая по отношению к рассматриваемому административно-территориальному образованию является внешней.
В состав денежных потоков не включают взаиморасчеты между участниками, которые входят в данное административно-территориальное образование, а также расчеты, которые осуществляются между этими участниками и самим образованием. Когда оценивают региональную эффективность проекта, учитывают, как его реализация окажет влияние на функционирование административно-территориального образования и на деятельность расположенных в нем других (сторонних) организаций.
Расчет денежных потоков происходит в дефлированых ценах. Из-за неполного использования схемы финансирования при оценке региональной эффективности проекта не проводят проверку условия его финансовой реализуемости.
В качестве выходных форм принято использовать таблицы денежных потоков с расчетом показателей эффективности.
Особенности оценки региональной эффективности проекта
При оценке региональной эффективности проекта необходимо учитывать ряд параметров, которые являются дополнительными относительно общей методики оценки эффективности. Так, учет дополнительного эффекта в смежных отраслях экономики, а также экологического и социального эффектов происходит только в рамках рассматриваемого региона.
Особым образом определяется оборотный капитал. Это находит отражение в том, что учету подлежат не только запасы, но и задержки платежей и пассивы по расчетам с внешней средой.
Стоимостная оценка производимой продукции (товаров, работ, услуг) и расходуемых ресурсов должна проводиться в специальных экономических ценах. При этом может потребоваться внесение в данный механизм региональных корректировок.
В целях оценки региональной эффективности проекта в денежные притоки включаются денежные поступления, которые возникают в связи с реализацией проекта:
- оплата продукции, которая была произведена в регионе;
- платежи по займам, которые были предоставлены регионом;
- поступления заемных средств, субсидий и дотаций;
- поступающие налоги.
Перечисленные денежные поступления «приходят» в регион из внешней среды, к которой можно отнести федеральный центр, другие регионы, предприятия, которые располагаются в этих регионах, иностранные источники. Однако в эту внешнюю среду также могут быть инициированы платежи, которые включаются в денежные потоки. Речь идет про оплату ресурсов, которые поступили в регион, про платежи за использованные ресурсы других регионов, про платежи по полученным займам, про предоставление займов, про перечисление налогов и др.
Региональная эффективность проекта еще оценивается с учетом косвенных финансовых результатов. Они проявляются в том, как изменились доходы и расходы, которые обусловлены влиянием реализации проекта на деятельность других предприятий и населения региона. Для этого учета необходимо иметь соответствующую информацию.
Таким образом, реализация проекта может оказать влияние на развитие того региона, где функционируют его участники. В связи с этим административно-территориальным образованиям (на федеральном, региональном и местном уровнях) важно оценить региональную эффективность проекта. Для этого выявляются косвенные результаты его реализации, обусловленные им изменения обобщенных показателей регионального социально-экономического развития.