Школа научного менеджмента Тейлора
Отцом современного менеджмента является Фредерик Тейлор, которым были предложены и систематизированы законы рациональной организации. В своих исследованиях он доносит мысль о том, что труд нужно исследовать научными методами. Нововведения Тейлора - методы мотивации, организация сдельной оплаты труда, отдыха и перерывов в производстве, хронометража, нормирования, профессионального отбора и обучения персонала, введение карточек, содержащих правила выполнения работ.
Вместе со своими последователями Тейлором было доказано, что в процессе применения наблюдения, замеров и анализа можно существенно облегчить ручной труд, а также совершенствовать его. Если ввести выполнимые нормативы и стандарты, то это позволит увеличить зарплату для более эффективных сотрудников.
Сторонники научной школы обращали внимание и на человеческий фактор. При введении методов стимулирования мотивация сотрудников была увеличена, производительность стала расти. Тейлор разделил трудовые приемы, выделил руководящие функции (организация, планирование) от физического труда.
Сторонники научной школы
Представители школы научного управления полагали, что исполнять управленческие функции необходимо тем людям, которые имеют данную специальность.
Разные группы сотрудников должны быть сосредоточены на той работе, к которой они имеют большие способности, что может сделать организацию успешнее. Созданная Тейлором система, признана наиболее применимой в низовом управленческом звене, она может применяться при диверсификации или расширение производства. С помощью школы научного менеджмента был создан научный фундамент вместо устаревшего практического метода работы. К сторонникам научной школы можно отнести таких ученых, как Ф. и Л. Гилберт, Г. Гантта, Вебера, Г. Эмерсона, Г. Форда, Г. Гранта, О.А. Ерманского.
Фрэнк и Лилиан Гилбрет при развитии научной школы проводили исследование факторов, которые оказывают влияние на производительность труда. Для фиксации движения при исполнении операций ими использовалась кинокамера и микрохронометр, который был изобретен ими.
С помощью данных исследований удалось изменить ход работ, путем устранения лишних движений. Гилбретами применялись стандарты и оборудование на производстве, что способствовало появлению рабочих нормативов, внедренных научной школой менеджмента. Ф. Гилбретом изучались факторы, которые оказывали воздействие на степень производительности труда.
Положения школы
Эти факторы ученый разделил на три группы:
- Переменный фактор, который связан со здоровьем, образом жизни, телосложением, уровнем культуры, степенью образованности;
- Переменный фактор, имеющий отношение к условиям труда, обстановке, материалам, оборудованию и инструментам.
- Переменный фактор, связанный со скоростью движений: быстротой, результативностью, автоматичностью и др.
В процессе своих исследований Гилберт сделал вывод, что самыми важными являются факторы движения.
Основные положения школы научного управления дорабатывались Максом Вебером, которым были сформулированы шесть принципов рационального функционирования организации:
- рациональность,
- инструктирование,
- нормирование,
- разделение труда,
- специализация руководящего состава,
- регламентация функций в подчинении общей цели.
Идеи школы научного управления и дело Тейлора продолжил Генри Форда, который дополнил принципы Тейлора, путем осуществления стандартизации всех производственных процессов, разделяя операции на этапы. Фордом было механизировано и синхронизировано производство, которое организовывалось по принципу конвейера, за счет чего появилась возможность уменьшить себестоимость в девять раз.