Модели менеджмента
Модель менеджмента – это теоретически выстроенная система представлений о том, как должно быть организовано управление, как оно должно действовать на объект, адаптироваться к трансформациям внешней среды.
Значение модели менеджмента для практики и науки связано с тем, что каждому руководителю приходится выбирать:
- как осуществлять управление объектом, доверенным ему,
- какие управленческие стратегии, технологии и инструменты использовать.
В разных странах сложились отличающиеся национальные модели менеджмента, то есть типичные для этой страны совокупности управленческих отношений.
Приведем характеристику национальных моделей, получивших наибольшее признание в мире.
Американская модель менеджмента. Значение этой модели связано с тем, что научный менеджмент зародился именно в США. Американский менеджмент строится на индивидуалистическом подходе, руководитель работает не просто с людьми, а с личностями. Борьба за эффективность компании рассматривается через призму достижения личного успеха, продвижения и приобретения богатства. Среди важнейших принципов управления американской модели можно указать:
- структура управления и контроля отличается четкой формализацией,
- решения принимаются в индивидуальном порядке,
- руководители осуществляют личный контроль,
- стили лидерства базируются на индивидуализме,
- широко распространено делегирование властных полномочий,
- отношения между начальниками и подчиненными формализованы,
- продвижение по карьерной лестнице производится на основе точных оценок, индивидуальных результатов и достижений,
- найм сотрудников производится на основе оценки деловых качеств,
- заработная плата тесно связана с индивидуальной результативностью.
Японская модель менеджмента. В основе японской модели лежит национальный менталитет и местные традиции. Во-первых, основополагающей концепцией менеджмента является бережливость, что важно в стране, бедной природными ресурсами. Во-вторых, работа с людьми базируется на принципе «мы все – одна семья». Для японских руководителей огромное значение имеет выстраивание отношений в коллективе, создание атмосферы стимулирования и самомотивации. Типичным является тесное отождествление сотрудников с предприятиями, на которых они работают – вплоть до системы пожизненного найми. Стремясь проявить преданность компании, японцы часто отказываются от выходных и работают сверхурочно. Решения принимаются коллективно, ответственность за них тоже носит коллективный характер (в противоположность американской модели).
Европейская модель менеджмента. Европейская модель неоднородна, в разных странах Европы национальные модели отличаются. Если обобщить и выделить ключевые характеристики, можно отметить придаваемое повышению квалификации огромное значение, а также активную автоматизацию, внедрение новых технологий. Для европейской модели характерна большая лояльность к работникам, чем для американской и японской. Так, например, в скандинавской (шведской) модели иерархическая структура размыта, контроль весьма условен. Для европейской модели типично предположение о заинтересованности в общем деле, добровольном жертвовании работниками временем и силами.
Понимание национальных особенностей менеджмента особенно важно для транснациональных корпораций и компаний, работающих с зарубежными партнерами. От того, насколько глубоко участники переговоров понимают культуру партнеров, зависит успех сотрудничества, способность прийти к компромиссу.
Функции менеджмента
Основными функциями менеджмента являются:
- планирование. Сущность планирования состоит в том, чтобы определить, какие цели ставятся перед организацией и какие действия должны совершать ее члены для достижения этих целей. Планирование начинается с проведения всестороннего анализа положения компании и состояния внешней среды. Стоящие перед организацией цели детализируются, разделяются и доносятся до каждого подразделения, структурного звена, исполнителя. Производится согласование очередности и сроков реализации работ в рамках проекта. Рассчитывается потребность в ресурсах для достижения целей. Составляются программы и планы осуществления стратегии, реализации проекта,
- организация. Смысл этой функции сводится к обеспечению предприятия всем, что нужно для нормального функционирования (оборудованием, материалами, финансированием, кадрами). Благодаря реализации этой функции создаются условия, в которых достижение целей становится возможным. В рамках функции организации (хотя иногда это выделяется в отдельную функцию координации) осуществляется согласование деятельности исполнителей во времени, налаживание кооперации участников работы, обеспечение взаимного информирования,
- мотивация. К задачам, стоящим перед менеджерами, относится мотивирование подчиненных на эффективный труд во благо организации. Для этого применяются меры материального и нематериального стимулирования. Если человек умеет что-то делать, но не хочет, компания точно так же не получит желаемого результата, как если он просто недостаточно квалифицирован,
- контроль. Функция контроля завершает управленческий цикл. Она необходима для обеспечения эффективного выполнения остальных функций. Контроль позволяет обнаружить и разрешить назревающие проблемы раньше, чем они вызовут серьезные убытки. Также благодаря контролю обеспечивается обратная связь в системе управления. Если достигнутые показатели отличаются от плановых, функция контроля дает возможность вовремя внести коррективы.
Все рассмотренные функции образуют в своем тесном взаимодействии единый управленческий цикл. По отдельности они не могут быть реализованы.