Стандарт ISO – это документ, который устанавливает требования, руководящие принципы, спецификации, характеристики в отношении работы с материалами, продуктами, процессами и услугами.
Сущность системы менеджмента качества
Бизнес-организации вынуждены функционировать в постоянно изменяющейся внешней среде. Это обстоятельство способствует тому, что компании вынуждены на регулярной основе обеспечивать надлежащее качество своей продукции. Добиваются этого путем принятия следующих мер:
- во-первых, проводят анализ требований, которые предъявляют потребители;
- во-вторых, определяют те процессы, которые способствуют созданию продукции, удовлетворяющей потребности потребителей;
- в-третьих, поддерживают данные процессы в управляемом состоянии.
Осуществление данных аспектов происходит в результате создания и функционирования на предприятии модели системы менеджмента качества. В самом общем смысле слова, она представляет собой составную часть системы менеджмента, которая нацелена на качество. Эта система создается для разработки политики и целей организации в области качества, а также для создания и реализации процессов, направленных на достижение этих целей.
Система менеджмента качества включает в свой состав методики и технологии, которые обеспечивают управление уровнем качества внедрений и их дальнейшего сопровождения. Качество продукта поддерживается на уровне, которое соответствует требованиям потребителей. Кроме того, система менеджмента качества обеспечивает создание, функционирование и постоянное совершенствование механизма предупреждения возможной потери установленного уровня качества.
Общие сведения о международных стандартах ISO
Организации должны внедрить у себя такую систему менеджмента качества, которая бы соответствовала требованиям семейства (серии) международного стандарта ISO 9000. Данные стандарты были разработаны и приняты Международной организацией по стандартизации, которая в то же время является Всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации.
Работа данной организации направлена, прежде всего, на развитие принципов стандартизации. На основе этих принципов впоследствии проектируют международные стандарты, которые призваны содействовать интеграционным процессам в разных областях и направлениях деятельности.
ISO 9000 представляет собой серию международных стандартов, которые приняты по вопросам, связанным с менеджментом качества. Их предназначение заключается в оказании помощи организациям всех видов и размеров в деле по разработке, внедрению и обеспечению функционирования эффективно действующих систем менеджмента качества.
Основной пакет международных стандартов, посвященных управлению качеством, был принят в марте 1987 года. Далее имело место периодическое обновление этого пакета.
На данный момент семейство ISO 9000 представлено следующими стандартами:
- ISO 9000:2015 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь»;
- ISO 9001:2015 «Система менеджмента качества. Требования»;
- ISO 9004:2009 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества»;
- ISO 19011:2011 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента».
Несмотря на то, что все эти документы называются стандартами, на самом деле часть из них является руководствами или сборниками рекомендаций. Единственным стандартом, который на сегодняшний день используется для проведения внешней сертификации, является только ISO 9001, в котором содержатся требования к системам менеджмента качества.
Принципы менеджмента качества ISO
Модель системы менеджмента качества, которую разрабатывает и внедряет в свою деятельность организация, должна соответствовать ряду принципов, установленных в стандарте ISO 9001. Соблюдение этих принципов делает систему менеджмента качества по-настоящему ориентированной на рост удовлетворенности потребителей и оптимизацию процессов.
На данный момент основными принципами менеджмента качества являются следующие основополагающие нормы:
- ориентация на потребителя (заказчика) - необходимо изучать потребности и ожидания потребителя для того, чтобы в следующий раз реализовать полученные сведения в выпускаемой продукции;
- лидерство - требуется обеспечение единства цели и направления движения, а также создание благоприятных условий для вовлечения людей в достижение целей организации в области качества;
- вовлечение персонала - этот принцип заключается в достижении на всех уровнях организации адекватного поведения сотрудников, их компетентности и участия в создании ценности;
- процессный подход - различные направления деятельности следует рассматривать как взаимосвязанные процессы, которые функционируют как целостная система (точнее говоря - система менеджмента качества);
- улучшение - оно позволяет организации поддерживать свою деятельность на текущем уровне, реагировать на изменения в условиях внутренней и внешней среды, а также создавать новые возможности;
- принятие решений на основе фактических данных, которые нужно получать в процессе объективных измерений текущего состояния системы менеджмента качества и качества продукции;
- управление взаимоотношениями с поставщиками, которые во многом предопределяют качество исходного сырья, материалов и информации.
Требования международных стандартов ISO 9001 соблюдаются более чем одним миллионом компаний, функционирующих почтив 180 странах мира. Применение данных стандартов гарантирует, что потребители на стабильной основе получают от конкретной организации продукцию, которая обладает хорошим качеством, что означает ее соответствие их требованиям и ожиданиям.