Международный стандарт - это документ, принятый международной организацией, который устанавливает характеристики объектов, процессов работы с ними, а также требования к ним.
Общие сведения о международных стандартах ИСО
Деятельность по управлению качеством характеризуется многолетней историей и практикой. Наработанный опыт был обобщен путем приятия международных стандартов ИСО 9000-9004. Эти документы были приняты международной организацией по стандартизации (International Standard Organization — ISO) в марте 1987 года, а затем несколько раз обновлены.
Международные стандарты ИСО призваны способствовать обеспечению качества и управлению качеством путем установления единого подхода, который признан во всем мире, к договорным условиям по оценке систем обеспечения качеством. Кроме того, международные стандарты ИСО регламентируют отношения между покупателем продукции и ее поставщиком, которые связаны с вопросами обеспечения качества продукции. Международные стандарты ИСО направлены, прежде всего, на удовлетворение требований потребителей.
Международные стандарты семейства ИСО 9000 по обеспечению качества и управлению качеством призваны решить следующие задачи:
- укрепить взаимопонимание и доверие между поставщиками и потребителями во время заключения международных контрактов;
- обеспечить взаимное признание сертификатов на системы качества, которые выдаются соответствующими аккредитованными органами по сертификации в разных странах за счет применения ими при проведении сертификации единых подходов и стандартов;
- содействовать и методически помогать организациям различных масштабов и различных сфер деятельности в создании эффективных систем качества.
В международных стандартах семейства ИСО 9000 установлены основные требования, которые предъявляются к деятельности по созданию общих программ обеспечения качества и управления качеством в промышленности и сфере услуг. Кроме того, эти документы рекомендуют руководителям предприятий выбрать ту или иную систему качества, исходя из текущих хозяйственных потребностей и конкретных условий ведения бизнеса.
В основе международных стандартов ИСО по обеспечению качества и управлению качеством лежат идеи и положения теории всеобщего менеджмента качества (TQM). Если имеет место соответствие требованиям международным стандартам ИСО серии 9000, то это подтверждает расположение надёжности поставщика и добротности его компании на определенном уровне.
В новых версиях международных стандартов ИСО все больше внимания начинает уделяться способностям организации удовлетворять требования всех заинтересованных сторон: собственников, сотрудников, общества, потребителей, поставщиков. Тем самым, расширяется спектр отношений между компаниями, которые регламентируются стандартами рассматриваемого семейства.
Международные стандарты ИСО серии 9000 приняты более чем 190 странами мира в качестве национальных. Данное обстоятельство вносит свой вклад в развитие процессов глобализации мировой экономики.
Характеристика международных стандартов ИСО
Из всей серии международных стандартов ИСО по обеспечению качества и управлению качеством чаще всего используются следующие стандарты:
- ИСО 9000:2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;
- ИСО 9001:2015 «Системы менеджмента качества. Требования»;
- ИСО 9004:2018 «Менеджмент качества. Качество организации. Руководство по достижению устойчивого развития».
Стандарт ИСО 9000:2015 устанавливает единое понимание понятий и терминов, которые используются в международных стандартах ИСО серии 9000. Этим документы определены основные положения систем менеджмента качества и принципы, которые пытаются соблюдать при построении систем качества и применении методов реализации требований системы качества.
Стандарт ИСО 9001:2015 может быть использован предприятиями для разработки и внедрения систем менеджмента качества. Это позволит в последующем провести сертификацию или заключить договоры с другими предприятиями, которые предъявляют требования к стабильности и надежности выполнения договорных обязательств.
Стандарт ИСО 9004:2018 может быть использован теми предприятиями, которые стремятся осуществить развитие и совершенствование построенной системы качества. Данный международный стандарт рекомендует предприятиям принятие конкретных мер, которые позволят улучшить результативность и эффективность системы менеджмента.
Помимо тех международных стандартов, которые были рассмотрены выше, в серию 9000 входит большое количество стандартов, которые регламентируют отдельные вопросы систем менеджмента. Речь, в частности, идет про удовлетворенность потребителей, применение плана качества в отдельных проектах, компетенции персонала, управление конфигурацией продуктов, статистические методы и пр.
Данные стандарты по своей сути являются рекомендациями или пояснениями по частным вопросам систем менеджмента и систем качества. Серия 9000 еще включает в себя стандарты, которые уточняют особенности использования международного стандарта ИСО 9001:2015 в различных отраслях деятельности.
Таким образом, в настоящее время для разработки, внедрения и функционирования систем менеджмента качества на международном уровне приняты стандарты ИСО серии 9000. Они содержат в себе рекомендации, требования, основные понятия и принципы, которые предназначены для применения предприятиями любых масштабов, сфер и регионов деятельности. Благодаря международным стандартам ИСО по обеспечению качества и управлению качеством оптимизируется трансакционная деятельность предприятий.