Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Методы мотивирования персонала

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Менеджмент / Методы мотивирования персонала

Общая характеристика мотивации персонала

Определение 1

Методы мотивирования персонала – это способы, с помощью которых руководство влияет на заинтересованность персонала в определенном поведении (выгодном для организации), ориентирует сотрудников на достижение организационных целей.

Для того, чтобы сотрудники работали с максимальной отдачей, руководитель должен сформировать благоприятные условия, сделать каждого сотрудника заинтересованным в работе с высокой эффективностью. Для этого используют разные методы мотивации.

Определение 2

Система мотивации персонала - это комплекс мероприятий, направленный на внутренние ценности и потребности подчиненных, стимулирующих не только к работе в целом, но и прежде всего к усердию, инициативности и желанию трудиться, а также к достижению поставленных целей в своей деятельности, к самосовершенствованию профессионального уровня, и повышению общей эффективности предприятия.

В первую очередь мотивация является психологическим процессом, управляющим действиями конкретных людей. В масштабах организации у мотивационной системы есть ряд задач:

  • стимулировать сотрудников на качественное выполнение стоящих перед ними задач,
  • повышать производительность труда,
  • создавать внутри команды позитивное настроение,
  • снижать кадровую текучку,
  • привлекать и удерживать ценных, квалифицированных, компетентных сотрудников,
  • повышать лояльность сотрудников к компании,
  • создавать корпоративную культуру.

Степень решения этих задач определяется методами мотивации персонала, применяемыми в конкретной организации. Благодаря эффективной системе мотивации компания получает возможность не просто управлять персоналом, а достигать своих ключевых целей.

Система мотивации опирается на пирамиду потребностей Маслоу:

  • низший уровень – физиологические потребности (вода, еда, тепло и т.п.),
  • второй уровень – потребность в безопасности (стабильность, уверенность в сохранении удовлетворительного уровня жизни),
  • третий уровень – социальные потребности (причастность к организационной жизни, взаимоотношения с коллегами),
  • четвертый уровень – потребность в уважении и признании,
  • пятый уровень – творческое выражение, самореализация.

Готовые работы на аналогичную тему

Применяемые методы мотивации должны по возможности охватывать все ступени пирамиды.

Материальные методы мотивирования персонала

Первая группа методов мотивирования персонала – это материальные методы, также называемые экономическими. Многие руководители считают их основными, наиболее эффективными. Однако нужно понимать, что они связаны только с двумя низшими ступенями пирамиды потребности, не удовлетворяя потребности более высокого уровня.

Формами материального мотивирования и стимулирования персонала являются разнообразные финансовые поощрения, а также штрафные санкции. В целом материальные методы могут быть разделены на три категории:

  • денежное вознаграждение,
  • неденежное вознаграждение,
  • штрафы.

К группе денежных вознаграждений относят:

  • повышение заработной платы,
  • надбавки и премии,
  • процент от продаж,
  • бонусы при достижении ключевых показателей эффективности (KPI),
  • льготы, страховки, социальный пакет,
  • скидки для сотрудников на продукцию или услуги компании.

Денежные вознаграждения могут носить как регулярный, так и разовый характер (например, в виде приза за победу в конкурсе).

К группе неденежного вознаграждения относятся корпоративные социальные проекты:

  • предоставление путевок на отдых и лечение,
  • билеты на культурно-развлекательные мероприятия,
  • дополнительные отгулы, дни отпуска,
  • повышение квалификации, обучение за счет организации и т.д.

Методами отрицательной мотивации являются штрафы, примерами которых являются:

  • материальное наказание за невыполнение плана, опоздание, административные нарушения в части правил внутреннего распорядка,
  • снятие премии (с отдельного сотрудника или всего отдела) в случае неудовлетворительных результатов работы за период,
  • отработки, «штрафные» рабочие часы.

При использовании наказания руководители должны понимать, что главной целью этого мероприятия является недопущение нежелательных для компании действий со стороны сотрудников.

Нематериальные методы мотивирования персонала

Высокая зарплата, бонусы и премии – отличный стимул, но сотрудников необходимо мотивировать и нематериальными методами. Практика показывает, что только в таком случае у работников будет искреннее желание достичь максимального успеха на своем рабочем месте.

Среди широко распространенных форм нематериальной мотивации можно указать:

  • публичную похвалу, признание,
  • возможность карьерного роста,
  • комфортные рабочие условия (наличие в офисе зоны отдыха, спортзала, корпоративной столовой),
  • приятная атмосфера, сложившаяся в коллективе,
  • мотивирующие совещания,
  • поздравление сотрудников со значимыми для них датами,
  • вовлечение в принятие стратегических решений,
  • розыгрыши призов, профессиональные конкурсы,
  • эффективная обратная связь от менеджмента (ответы на претензии, пожелания).

В последние годы в системы мотивации персонала активно внедряется геймификация, которая может выражаться в разных формах:

  • соревнования,
  • рейтинговые таблицы,
  • корпоративные квесты.

Игровая форма мотивации способствует азарту у сотрудников, стремлению победить, стать лучшим и получить заслуженную награду. Геймификация крайне эффективна, если компания может четко сформулировать цель на короткий период времени – например, повысить продажи на N%.

При выборе методов мотивации необходимо учитывать финансовые возможности компании, оценивать возможную отдачу от применяемых методов. Кроме того, огромное значение имеет психология коллектива, их возрастной и социальный уровень. Мероприятия, которые будут интересны молодым людям с высшим образованием, вызовут только негатив и недоумение у рабочих предпенсионного возраста – и наоборот.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Менеджмент» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис