Понятие методологии науки и научного исследования
Методология науки – это концептуальное изложение целей, содержание и совокупность приемов, которые применяются в одной из наук, чтобы получить объективную, точную и систематизированную информацию, касающуюся явлений и процессов, а также закономерностей взаимосвязей между ними.
Иными словами, методология науки – это определенный алгоритм по достижению модели знания в качестве теоретической цели и формирование программы приемов и способов исследования в качестве практической цели.
Иногда методология научного исследования трактуется исключительно в качестве учения о методах исследования, рассматривающего совокупность таких методов:
- метод наблюдения, сбора и обработки научных фактов;
- постановка и формулирование научной проблемы и генерация научных идей;
- выдвижение и доказательство рабочих гипотез;
- выведение законов и закономерностей, построение концепций и теорий;
- классификация систем и другие способы исследования.
Все это говорит о том, что предмет методологии науки многозадачен, но четкого его определения нет.
Методология научных исследований – это учение о принципах, формах, способах и правилах научно-исследовательской работы, а также о научном мышлении в процессе добычи нового научного знания.
Обычно рассматривают три уровня методологии науки:
- фундаментальный,
- общенаучный,
- технический.
Фундаментальный уровень методологии – это теоретическое обоснование методов научного познания, которые получили максимальное развитие в новой философии, начиная с Ф. Бэкона и Р. Декарта. На этом уровне научное познание рассматривается в качестве элемента внешней системы – познавательной деятельности человека относительно объективного мира.
Диалектикой не подменяются конкретные научные методы, в них реализуется принцип преемственности и непротиворечивости методологии.
В рамках рассматриваемого уровня решающее значение отведено таким диалектическим принципам, которые раскрывают сущностное устройство объективной реальности, то есть детерминизма в качестве объективной причинной обусловленности всех явлений и изоморфизма, как типа отношений сравниваемых объектов, имеющих одинаковую тождественную структуру.
Материалистическая философия отличается от гегелевской концепции тем, что ее основой являются объективные законы природы и общества, связь теории и практики. Иными словами, материализмом утверждена принципиальная познаваемость природы.
Общенаучный уровень методологии соответствует методологическим основам, которые используются без исключения во всех науках, так как любое открытие имеет помимо предметного содержания еще и общеметодологическое, вынуждая критически пересмотреть понятийный аппарат, причины, условия и подходы к известным ранее истинам. На этом уровне идет разработка условий и критериев научности, языка науки, общих методов исследования. Объект исследования рассматривается в качестве набора элементов, более удобных в познании. Элементы объекта исследования выступают в качестве предмета, то есть части объекта.
Принципы научного исследования
Общенаучными принципами исследования являются:
- системный подход;
- комплексность;
- историзм;
- функциональность;
- когнитивность;
- терминологичость;
- модельность.
У системного подхода отсутствует фиксированная предметная область. Он является общей методологией исследования объектов в качестве сложных систем и формирует характер, направление и стиль научного мышления в процессе исследования какого-либо процесса. Основой системного подхода выступает диалектический метод, который предполагает анализ объективного мира в качестве целого объекта, в котором все взаимосвязано и пребывает в постоянном закономерном движении и изменении в связи с неизбежными внутренними противоречиями.
Комплексный подход предполагает исследование рассматриваемого явления с разных сторон. Данный принцип предполагает строгий учет взаимодействия огромного числа различных, порой противоречивых факторов, которые влияют на рассматриваемое явление или процесс. Исследованием разных сторон предопределяется использование методов и достижений разных смежных научных областей, занимающихся объективным исследований явления с разных сторон. Комплексный подход помогает выявлять противоречия в процессе функционирования и развития рассматриваемого исследовательского объекта, а также определяет пути их преодоления.
Историзм – это принцип познания вещей и явлений в их развитии, становлении и формировании из-за условий, которые их определяют. Упрощенное понимание данного принципа подразумевает, что нет смысла открывать заново то, что уже давно было открыто. Этот путь исследования – самый непродуктивный.
Функциональность – это процесс установления устойчивой взаимосвязи и взаимозависимости явлений или величин, при которых изменения одних величин влекут за собой изменения других. Каждый из элементов системы выполняет ряд функций, работающих на развитие общесистемных функций. Если структурой характеризуется система в статике, то функциональность – в динамике.
Когнитивность – это принципиальная возможность научного познания предметов, процессов и явлений окружающего мира. Данный принцип связывают с общефилософской теорией познания и представляет собой методологическую основу для массы других наук.
Терминологичность – это фиксация результатов познавательной деятельности, с использованием понятий, которые были приняты в рассматриваемой отрасли науки и отражены соответствующими понятиями. Данным принципом создается сама возможность общения.
Модельность – это способность научных теорий отображать посредством различных форм воспроизведение тех или иных объективных явлений и процессов в реальной действительности в качестве реальных, то есть материальных или абстрактных, то есть идеальных, гипотез, теорий и моделей. При этом гипотезы, теории и модель в качестве некоторой промежуточной вспомогательной системы должна иметь ряд обязательных свойств:
- пребывать в объективном соответствии рассматриваемому объекту познания;
- замещать рассматриваемый объект или систему в определенном отношении;
- предоставлять информацию о рассматриваемом объекте, которая получена на основании исследования данной модели и строгого соответствия правил перехода между моделью и объектом.
Методологические основы научных отраслей отличаются, в первую очередь, методами исследования. Причем разработаны методы общие для разного спектра наук, а также существует ряд специфических, применимых только в данной науке. Поиск методологических основ конкретной науки требует от исследователя следующих действий:
- изучить научные труды ведущих ученых, которые занимались разработкой частной научной методологии в рассматриваемой отрасли науки;
- критически проанализировать работы ученых, ведущих научный поиск в рамках интересующей их проблеме или занимающихся данной отраслью опосредованно;
- обобщить идеи ученых, непосредственно занимающихся изучением данной проблематики;
- провести исследования специфических подходов к решению серии конкретных проблем специалистов-практиков;
- проанализировать концепции данной научной отрасли с точки зрения теории, а также практической направленности.
Каждая отрасль науки имеет свой комплекс общих и специальных исследовательских методов.