Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методология и методы исследования в менеджменте

Основные понятия методологии исследования в менеджменте

Определение 1

Методология и методы исследования в менеджменте – это основа проведения научных изысканий в области менеджмента.

Если рассматривать модель методологии исследовательского процесса, представленную на рисунке ниже, то входами будут являться:

  • выделенные исследователем проблемы, которые должны быть решены,
  • модели, методы, закономерности и законы предметной области,
  • результаты, полученные современными исследователями (в России и за рубежом) по рассматриваемым вопросам,
  • научная информация, служащая базой формирования новых знаний.

Модель методологии исследовательского процесса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Модель методологии исследовательского процесса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Преобразованию входных потоков информации в выходные служат следующие управляющие факторы:

  • концепции,
  • парадигмы,
  • уровень мировых достижений по изучаемому кругу задач,
  • методологии.

Выходом становятся новые знания и новая научная информация, оформляемая как научные отчеты, диссертации, монографии, статьи, доклады. Выполнять научно-исследовательскую деятельность могут коллективы и отдельные физические лица. При этом используются такие ресурсы, как необходимый инструментарий, технические средства и финансирование.

Основные составляющие исследования:

  1. Тема, отражающая определенный аспект проблемы, которая решается в рамках исследования, связанная с направленностью на принятие решений,
  2. Объект и предмет исследования. Объект выступает носителем проблемной ситуации, ассоциированной с направлением исследовательской работы, а предмет – поведение, свойство или функционирование изучаемого объекта. Соотношение между объектом и предметом может быть охарактеризовано как общее и частное,
  3. Цель и задачи. Цель обуславливает определение конкретного объекта и последующее достоверное всестороннее изучение его характеристик, структуры, связей исходя из существующих в науке методов и принципов познания, а также выработка результатов, полезных для деятельности, и дальнейшее их внедрение в производство (с получением эффекта от использования). Задачи – это ступени для достижения цели,
  4. Концепция или научная идея. Концепция представляет собой руководящую идею или их совокупность, предлагающую новую теоретическую базу изучения и понимания процессов или явлений, имеющих место в обществе, основную мысль, систему взглядов на что-либо с определением целей, задачи и путей ведения научных изысканий,
  5. Практическая и теоретическая значимость,
  6. Выводы, выражающие результаты решения каждой из задач,
  7. Теоретические и практические рекомендации.
«Методология и методы исследования в менеджменте» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Новые знания формируются за счет применения разных видов коммуникаций. В первую очередь среди них выделяется письменная и устная речь, искусственные и естественные языки. Люди активно обмениваются научными знаниями в разных сферах.

Определение 2

Методология исследования – это последовательность привлечения разных форм знания для реализации принципов научного исследования: объективности, воспроизводимости, доказательности (верификации) и точности получаемых результатов.

Классификация методов научных исследований в менеджменте

Для достижения успеха, выражающегося в достижении поставленных целей, ключевую роль играют методы исследований.

Определение 3

Метод – это определенная совокупность устойчивых правил, предназначенных для достижения какой-либо цели.

Методы представляют собой приемы мышления или осуществления практических действий, а также средства или инструменты исследования каких-либо объектов. Чтобы выбрать адекватные методы исследования, полезно их классифицировать, т.е. разделить единицы исследования на классы (группы).

По подходу к исследованию выделяют:

  • научные методы, базирующиеся на доказательном, рациональном и системном изучении. Они отвечают требованиям однозначности, строгости, простоты, эвристичности и эффективности,
  • ненаучные методы, например, апеллирование к авторитетам, идеологии, религии или обыденным знаниям.

Научные методы могут быть классифицированы по содержанию объекта исследования на:

  • методы естествознания,
  • методы социально-гуманитарных наук.

По общности и сфере применения методы бывают:

  • всеобщими (философские),
  • общими (математические, статистические, виды наблюдений, моделирования, эксперимента и т.п.),
  • специальными (частными), зависящими от сферы исследования.

По уровню познания методы делятся на:

  • эмпирические (сравнение, наблюдение, описание, анкетный опрос, измерение, эксперимент, тестирование и т.д.),
  • теоретические (гипотетический, аксиоматические, абстрагирование, формализация, логические – аналогия, синтез, анализ, индукция, дедукция).

По системе основания методы бывают:

  • формальными (к примеру, методы элементарной математики или исследования операций, математической логики),
  • эвристическими (дедукция, индукция, синтез и т.п.).

По степени применения логики различают методы:

  • логические,
  • нелогические.

Методология тесно связана с инструментарием исследований. В современных условиях одним из важнейших компонентов инструментария являются информационные системы и технологии, которые позволяют обеспечить анализ и обработку большим информационных массивов. Их применение требует четкого понимания архитектуры информационных систем, структур используемых данных, алгоритмов и методик их исследования, тенденций в развитии инструментов и аналитических решений. Без знания основ функционирования методов анализа и аналитических информационных систем невозможно сориентироваться в обилии прикладных решений автоматизации исследования.

В современном бизнес-анализе используются технологии, ориентированные на процессы поддержки принятия обоснованных решений в рамках управления экономическими объектами. Как правило, на этапе предварительного анализа используются технологии оперативной аналитической обработки (OLAP-технологии), отличающиеся простотой применения и наличием инструментов выполнения расчетов и визуализации данных. Для более глубоких исследований предназначены гибкие методы интеллектуального анализа – Data Mining.

Дата написания статьи: 11.03.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot