Основные понятия методологии исследования в менеджменте
Методология и методы исследования в менеджменте – это основа проведения научных изысканий в области менеджмента.
Если рассматривать модель методологии исследовательского процесса, представленную на рисунке ниже, то входами будут являться:
- выделенные исследователем проблемы, которые должны быть решены,
- модели, методы, закономерности и законы предметной области,
- результаты, полученные современными исследователями (в России и за рубежом) по рассматриваемым вопросам,
- научная информация, служащая базой формирования новых знаний.
Рисунок 1. Модель методологии исследовательского процесса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Преобразованию входных потоков информации в выходные служат следующие управляющие факторы:
- концепции,
- парадигмы,
- уровень мировых достижений по изучаемому кругу задач,
- методологии.
Выходом становятся новые знания и новая научная информация, оформляемая как научные отчеты, диссертации, монографии, статьи, доклады. Выполнять научно-исследовательскую деятельность могут коллективы и отдельные физические лица. При этом используются такие ресурсы, как необходимый инструментарий, технические средства и финансирование.
Основные составляющие исследования:
- Тема, отражающая определенный аспект проблемы, которая решается в рамках исследования, связанная с направленностью на принятие решений,
- Объект и предмет исследования. Объект выступает носителем проблемной ситуации, ассоциированной с направлением исследовательской работы, а предмет – поведение, свойство или функционирование изучаемого объекта. Соотношение между объектом и предметом может быть охарактеризовано как общее и частное,
- Цель и задачи. Цель обуславливает определение конкретного объекта и последующее достоверное всестороннее изучение его характеристик, структуры, связей исходя из существующих в науке методов и принципов познания, а также выработка результатов, полезных для деятельности, и дальнейшее их внедрение в производство (с получением эффекта от использования). Задачи – это ступени для достижения цели,
- Концепция или научная идея. Концепция представляет собой руководящую идею или их совокупность, предлагающую новую теоретическую базу изучения и понимания процессов или явлений, имеющих место в обществе, основную мысль, систему взглядов на что-либо с определением целей, задачи и путей ведения научных изысканий,
- Практическая и теоретическая значимость,
- Выводы, выражающие результаты решения каждой из задач,
- Теоретические и практические рекомендации.
Новые знания формируются за счет применения разных видов коммуникаций. В первую очередь среди них выделяется письменная и устная речь, искусственные и естественные языки. Люди активно обмениваются научными знаниями в разных сферах.
Методология исследования – это последовательность привлечения разных форм знания для реализации принципов научного исследования: объективности, воспроизводимости, доказательности (верификации) и точности получаемых результатов.
Классификация методов научных исследований в менеджменте
Для достижения успеха, выражающегося в достижении поставленных целей, ключевую роль играют методы исследований.
Метод – это определенная совокупность устойчивых правил, предназначенных для достижения какой-либо цели.
Методы представляют собой приемы мышления или осуществления практических действий, а также средства или инструменты исследования каких-либо объектов. Чтобы выбрать адекватные методы исследования, полезно их классифицировать, т.е. разделить единицы исследования на классы (группы).
По подходу к исследованию выделяют:
- научные методы, базирующиеся на доказательном, рациональном и системном изучении. Они отвечают требованиям однозначности, строгости, простоты, эвристичности и эффективности,
- ненаучные методы, например, апеллирование к авторитетам, идеологии, религии или обыденным знаниям.
Научные методы могут быть классифицированы по содержанию объекта исследования на:
- методы естествознания,
- методы социально-гуманитарных наук.
По общности и сфере применения методы бывают:
- всеобщими (философские),
- общими (математические, статистические, виды наблюдений, моделирования, эксперимента и т.п.),
- специальными (частными), зависящими от сферы исследования.
По уровню познания методы делятся на:
- эмпирические (сравнение, наблюдение, описание, анкетный опрос, измерение, эксперимент, тестирование и т.д.),
- теоретические (гипотетический, аксиоматические, абстрагирование, формализация, логические – аналогия, синтез, анализ, индукция, дедукция).
По системе основания методы бывают:
- формальными (к примеру, методы элементарной математики или исследования операций, математической логики),
- эвристическими (дедукция, индукция, синтез и т.п.).
По степени применения логики различают методы:
- логические,
- нелогические.
Методология тесно связана с инструментарием исследований. В современных условиях одним из важнейших компонентов инструментария являются информационные системы и технологии, которые позволяют обеспечить анализ и обработку большим информационных массивов. Их применение требует четкого понимания архитектуры информационных систем, структур используемых данных, алгоритмов и методик их исследования, тенденций в развитии инструментов и аналитических решений. Без знания основ функционирования методов анализа и аналитических информационных систем невозможно сориентироваться в обилии прикладных решений автоматизации исследования.
В современном бизнес-анализе используются технологии, ориентированные на процессы поддержки принятия обоснованных решений в рамках управления экономическими объектами. Как правило, на этапе предварительного анализа используются технологии оперативной аналитической обработки (OLAP-технологии), отличающиеся простотой применения и наличием инструментов выполнения расчетов и визуализации данных. Для более глубоких исследований предназначены гибкие методы интеллектуального анализа – Data Mining.