Мозговой штурм - это способ формулирования и предложения новых идей по решению каких-либо практических задач.
Понятие и сущность метода мозгового штурма
Для успешной реализации проекта важно, чтобы у членов проектной команды была хорошо развита творческая компонента, т.е. способность к формулированию (придумыванию) и предложению новых идей по решению каких-либо практических задач. Генерация творческой мыслительной деятельности в проектной команде может осуществляться посредством применения различных способов. Как показывает практика, большую эффективность демонстрирует такой способ, как мозговой штурм.
В частности, полезным считается проведение мозгового штурма уже в рамках первого совещания. Он может быть посвящен таким темам, как варианты совершенствования проекта, возможные риски реализации проекта и др.
Метод мозгового штурма был создан в конце 1930-х годов. Его автором считается американский копирайтер и один из основателей агентства BBD&O Алекс Осборн, который в своей книге «Прикладное воображение» описал данный метод как способ получения новых идей в условиях запрещения критики.
Правила проведения мозгового штурма
Более чем 80-летний опыт практического использования метода мозгового штурма позволил сформулировать ряд правил, в соответствии с которыми рекомендуется применять данный способ. Как правило, все начинается с формулировки проблемы, которая до проведения мозгового штурма еще не была решена. В некоторых случаях возможно формулирование не проблемы, а цели, например, мозговой штурм может быть нацелен на повышение бизнес-эффективности проекта. В отсутствии сформулированной проблемы/цели проводить совещания в форме мозгового штурма не рекомендуется.
Важным организационным аспектом проведения мозгового штурма является определение (назначение) его руководителя, который зачастую именуется дирижером. Статус данного лица обуславливает следующий круг его полномочий:
- дирижер предоставляет участникам совещания слово для выступления;
- дирижер имеет право на то, чтобы прекратить выступление участников совещания;
- дирижер имеет право на то, чтобы удалить с заседания тех его участников, которые хранят молчание;
- дирижер может организовать несколько кругов обсуждения.
Несмотря на то, что метод мозгового штурма предусматривает запрет на критику, как было указано выше, участники совещания могут быть удалены в случае их молчания. Это означает, что все участники мозгового штурма в обязательном порядке должны высказывать другим собравшимся свои мысли и идеи, в том числе самые фантастические и глупые.
Метод мозгового штурма может эффективно применяться только при условии использования графических методов. Так, участникам совещания рекомендуют выходить к специальной доске и изображать на ней свои предложения. Кроме того, с целью обеспечения быстрой фиксации пришедших мыслей всем участникам мозгового штурма должна быть роздана в достаточном количестве бумага.
Обсуждение нерешенной проблемы может быть организовано дирижером в несколько кругов. Причем каждый круг обсуждения состоит из двух альтернативных этапа. Первый этап посвящен высказываниям участниками своих идей. Идеи могут быть любыми, даже сумасшедшими, но остальные участники не могут высказывать какую-либо критику в отношении высказанных предложений. Все предложения подлежат документированию и структуризации, чем занимается дирижер.
В рамках второго этапа происходит непосредственное обсуждение высказанных предложений. Результатом этого обсуждения должен стать проранжированный список собранных идей в соответствии с тем, до какой степени достижения поставленной цели они могут привести проектную команду. Для этого дирижер должен озвучить формулировки всех предложений и провести опрос среди участников.
В некоторых случаях решение проблемы может оказаться слишком сложным для текущего состава проектной команды. Тогда имеет смысл пригласить дирижера мозгового штурма со стороны, который будет исполнять роль модератора.
Преимущества и недостатки метода мозгового штурма
Применение метода мозгового штурма позволяет проектной команде получить синергетический эффект. Это связано с тем, что данный метод предполагает проведение совместное деятельности специалистов, а члены проектной команды, как правило, могут достаточно значительно отличаться друг от друга опытом, знаниями, видению ближайшего будущего.
Когда поставленные проблемы обсуждаются качественно отличающимися специалистами, то на стыках различных дисциплин, областей человеческой практики возникают новые подходы, перспективы видения и интересные аналогии. Именно поэтому метод мозгового штурма стал таким популярным в профессиональной среде проектного управления.
Помимо этого, мозговой штурм предполагает создание в коллективе доброжелательной обстановки. Благодаря этому члены проектной команды получают возможности для:
- усвоения навыков критики по существу;
- овладения навыками импровизировать;
- усиления положительного настроя и доверия.
В то же время нельзя проигнорировать результаты многочисленных исследований, согласно которым объединение людей в группы в конечном итоге привело не к увеличению, а, наоборот, к уменьшению числа и снижению качества продуцируемых ими идей по сравнению с индивидуальной работой. А некоторые специалисты рассматривают мозговой штурм как способ активизации перебора вариантов в методе проб и ошибок, что является крайне неэффективным.
Все это говорит о том, что применение метода мозгового штурма для решения существующих проблем и достижения поставленных целей должно базироваться на тщательной подготовке к данному процессу, иначе желаемые результаты не будут получены членами проектной команды.