Понятие менеджмента на предприятии
Менеджмент – это наука управления управление производством, а также совокупность мер и действий, направленных на координацию деятельности сотрудников с целью повышения эффективности работы организации.
Иными словами, в отношениях менеджмента реализовано взаимодействие материального и идеального, объективного и субъективного, и этот механизм выступает в качестве вечного двигателя в качестве повторяющегося цикла.
Этот цикл состоит из нескольких аспектов:
- во-первых, необходимости координации и кооперации совместных действий субъектов отношений менеджмента, в результате которого формируется комбинированная деятельность, обладающая новым качеством и приносящая большой количественный результат по сравнению с изолированной;
- во-вторых, необходимость согласования действий субъектов отношений менеджмента в качестве носителей определенного типа интересов, то есть целенаправленной реализации системы экономических интересов и тем самым задействование глубинных движущих сил социальных отношений;
- в-третьих, данная необходимость соответствует организации процесса самой деятельности, которая включает этап анализа и оценку объективных условий, выбор целей и способов дальнейших действий, их практическую реализацию, обеспечиваемую соответствующим спектром побуждений, контролем полученных результатов и регулировки, то есть корректировки содержания процесса или его этапов;
- в-четвертых, необходимость достичь в результате управленческих взаимодействий требуемого уровня разрешения противоречий в отношениях менеджмента на организационно-функциональной ступени противоречий между этапами управленческого процесса, на организационно-экономической ступени, например, противоречия производственных заданий и производственных результатов, между отдельными изолированными производственными результатами, между отдельными изолированными производственными заданиями и их комбинированием в единое целое и пр. На социально-экономической ступени противоречий между разнонаправленными экономическими интересами, на властно-волевой ступени противоречий между статусами и волями, на социокультурной ступени противоречий между ценностями и нормами, на социоэмоциональной ступени противоречий между эмоциональным расположением и чувствами.
Согласованность отношений внутри менеджмента
Организация, являясь сверхсложной системой, которая включает ряд элементов и подсистем разной природы – технической, правовой, психологической, социокультурной, а также многофункциональной – производящей продукцию, услуги, формирование человека и среды, внутренне противоречивой, требующей умелого управления, которое стремится к внутренней гармонии и динамическому равновесию с окружающим миром.
Важнейшая задача управления человеческими ресурсами внутри предприятия – проблема согласования разных интересов, как индивидуальных, так и общих. Чтобы быть эффективнее менеджеру необходимо научиться находить различные способы направлять все волевые устремления работников в единое русло.
Питер Друкер считал, что исторические успехи каждой нации на 80% определены не природными ресурсами и технологиями, а эффективностью управления. Поэтому в одних странах отмечается прогресс, а в других – нет.
Стоит сказать, что на сегодняшний день серьезный вызов современного мира – это умение менеджеров работать с каждым конкретным человеком, то есть на индивидуальном уровне взаимодействия, требующий развития принципиально иных взаимоотношений между людьми, базирующихся на партнерстве, доверии, безопасности и минимальном давлении.
Если с точки зрения технологий миссией организации считать единую организационную цель, которая будет восприниматься каждым из работников в качестве основной причины существования данной организации, то с позиций социально-психологической миссии организации, ее предназначение связывают с мобилизацией человеческих ресурсов, более полным использованием всего потенциала человека и его постоянное развитие, создание возможности для индивидуальной самореализации.
Современными обучающимися организациями предполагается необходимость согласования интересов всех членов общества, отражающих особенности личности каждого человека посредством интегрированных и гармоничных взаимоотношений.
Характеристики «обучающейся организации» и способы ее формирования подробно описаны в книге Питера Сенжа, который отмечал, что созданием такой организации предполагается развитие людей, которые в ней работают, обучаются системному мышлению, повышают личное мастерство, работают над преобразованием принятых ментальных моделей отношений внутри организации таким образом, чтобы они помогали сотрудничеству всех работающих в ней людей.
При этом жизнь в гармонии совсем не предполагает того, что человек должен во имя общего дела жертвовать своей индивидуальностью. В современном мире всем уже стало ясно, что нельзя отказываться от своей уникальности, креативности, культуры и ценностей, целей ради кого-то другого, неважно, человек это был или организация.
Необходимо научиться сохранению баланса целого, при опоре на принцип синергии, предполагающий возможность прироста дополнительной энергии, которая превысит сумму индивидуальных усилий. Необходимо понять и признать тот факт, что каждая подсистема в организации, каждый ее элемент внесет свою долю энергии, поддержки и отношений, которые способствуют появлению дополнительной энергии и силы, увеличивающей творческие возможности, способности и интуицию. В результате возникает резонанс, который упрощает ответную вибрацию и позволяет каждому человеку двигаться дальше и проживать свою жизнь, лучше понять себя и других, окружающие обстоятельства, испытывать меньше стресса.