Спортивный менеджмент
Под спортивным менеджментом понимают теоретические и практические основы эффективного управления предприятиями и организациями, имеющими спортивную и оздоровительную направленность.
В России существует более 100 тысяч организаций, которые работают в сфере физической культуры и спорта. Их руководителям и персоналу приходится регулярно решать большой объем задач, которые связаны с состоянием игровых площадок, привлечением аудитории и проведением мероприятий. По факту, руководители и персонал занимаются менеджментом.
Спортивный менеджмент является одной из отраслей специального менеджмента. Он связан с управлением организациями физкультурно-спортивной направленности и решением специальных задач, которые возникают в специфической сфере. С позиций менеджмента спорт и физическая культура – это не только двигательная деятельность человека, но и вся совокупность физкультурно-спортивных организаций, к числу которых относятся:
- Спортивные клубы;
- Спортивные школы;
- Команды по разным видам спорта;
- Фитнес-центры;
- Стадионы;
- Спортивно-оздоровительные центры;
- Спортивные федерации.
Продуктом трудовой деятельности организаций являются спортивные и физкультурные услуги, а также организованные формы занятий спортом, специально разработанные программы для осуществления спортивных тренировок и мероприятий, спортивные зрелища. Экспертом в этой области является спортивный менеджер, который имеет специальное образование и занимает руководящую должность в организации. Эксперт занимается научным управлением, использует методики и инструменты для организации и принятия управленческого решения. Объектом спортивного менеджмента является совокупность оздоровительных, физкультурных и спортивных организаций государства, а продукт их деятельности – это услуги спортивного, физкультурного и оздоровительного характера.
Предмет спортивного менеджмента – управленческие отношения, которые формируются и развиваются в процессе взаимодействия объекта и субъекта управления внутри организации. Следует также отметить, что специалисты выделяют несколько функциональных разновидностей менеджмента: стратегический менеджмент, финансовый менеджмент, персонал-менеджмент, проектный менеджмент, инновационный менеджмент, маркетинговый подход в спортивном менеджменте.
Задача спортивного менеджмента сводится к обеспечению единства, целостности представления об отраслевой системе управления, а также о принципах и закономерностях, технологии управления и принятия решений относительно функционирования и процветания спортивно-физкультурных предприятий. Менеджмент является неотъемлемой частью рыночных условий России. Учитывая складывающуюся традицию, эксперты пользуются понятием «управление физической культурой и спортом», поскольку оно включает в себя более обширное понимание и анализ данной сферы.
Функции спортивного менеджмента
Исследователи выделяют несколько конкретных функций спортивного менеджмента. Это подчеркивает их специфичность и соотнесение с конкретной отраслью управления. Конкретные функции раскрывают содержание управления как особой социально-педагогической системы.
Первая функция менеджмента – это разработка городских программ в области физкультуры и спорта. Государственная политика ориентирована на пропаганду спорта и здорового образа жизни, и поэтому разработка специальных программ для продвижения спорта и занятий физкультурой в массы является одним из ключевых направлений. Но разработкой обязаны заниматься ответственные и уполномоченные организации, которые имеют достаточный опыт в определении потребностей и создании таких программ, которые будут не просто универсальными, но и эффективными.
Вторая функция – разработка проекта законов и иных нормативно-правовых законов, которые регулируют отношения в области физической культуры и спорта. Несмотря на то, что сфера многим кажется не совсем обоснованной и серьезной, и по большей части добровольной, эксперты все равно видят необходимость в проработке законодательной базы и определении основных направлений для закрепления основ физкультуры и спорта на уровне законодательства. Подобная подкрепленность дает возможность взглянуть на спортивную деятельность с более формальной точки зрения, а сам спорт сделать обязательной частью жизни каждого человека. Спортивная деятельность, приверженность к двигательной активности и здоровому образу жизни влияет на здоровье нации и здоровье будущих поколений. Благодаря спорту можно осуществлять профилактику опасных заболеваний, увеличить продолжительность жизни. Таким образом, спортивные организации наделяются полномочиями по внесению индивидуальных предложений по усовершенствованию современной спортивной сферы и воспользоваться многими механизмами спортивного менеджмента.
Функции менеджмента в спортивной организации представляют собой отдельные направления управленческой деятельности, которые позволяют осуществлять управленческое воздействие на объект. Функции занимают одно из ведущих положений в теории и практике спортивного менеджмента, раскрывают его сущность и содержание отраслевой специфики управления. Выделяют общие и конкретные функции менеджмента. Управление рассматривается как процесс, который предполагает наличие последовательно сменяющихся действий. Действия носят циклический характер, но на каждом новом этапе они становятся совершенными, улучшается качеством.
Менеджмент предполагает регулирование и координацию действий, осуществление контроля за процессами внутри спортивных предприятий. Благодаря воздействию на объект управления можно планировать, организовывать мероприятия, управлять процессами, а также мотивировать и стимулировать сотрудников. Общие функции - универсальны, так как характеризуют любой процесс управления независимо от его отраслевой специфики и размера предприятия.