Понятие матрицы ЭСИСП и порядок оценки ее составляющих
Матрица ЭСИСП – это популярный метод оценивания эффективности (Э) социальных инвестиций (СИ) и социального партнерства (СП). Она выстроена в соответствии с требованиями и критериями международных стандартов социальной отчетности и корпоративной социальной ответственности, учитывая специфику бизнеса в России.
Системой оценки, заложенной в матрице ЭСИСП, используются стандартные данные о социальной политике компаний и не предлагаются никакие дополнительные исследования.
Эффективность СИ и СП оценивают с точки зрения общества, в том числе работников самой организации, а не только внешней социальной среды, а также с точки зрения самого бизнеса.
Оценку производят в соответствии с четырьмя основными направлениями, или векторами СИСП:
- забота – это внутренние СИ, которые оцениваются с позиции общества: СИ человеческого капитала, в том числе затраты на компетентность работников, охрану их труда и здоровья и повышение уровня корпоративной культуры;
- добросовестность, или честность – СИ, оцениваемые с позиции непосредственно бизнеса: СИ в развитии отношений, включающих потребителей, партнеров, инвесторов, кредиторов и конкурентов;
- сопричастность – внешняя СИ и СП, которая оценивается с точки зрения общества: СИ в развитии материальной среды (экологии, благоустройства, ЖКХ), а также социального и гуманитарного развития (здравоохранения, культуры и искусства, образования, конфессиональной деятельности, спорта, ЗОЖ и пр.). Здесь подразумевается способность взаимодействовать с социальной средой, а также во всем, где бизнес является хорошим помощником для органов власти и общественности, являясь неким прогрессором;
- успех – внешнее проявление СИ и СП, которые оцениваются с позиции бизнеса: его известность, степень признания и уважения, стабильность и развитие итоговых экономических показателей.
Оценка результатов СИ корпораций
Чтобы оценить результаты социального инвестирования корпораций, необходимо различать:
- экономический доход;
- непосредственный результат;
- социальный эффект.
Экономический доход, полученный от социального инвестирования корпораций, проявляется экономией издержек на воспроизводстве капитала здоровья, образовании и воспитании, подготовке рабочих и специалистов, культурно-нравственном капитале. Непосредственный результат – это физический элемент процесса инвестирования, который выражается определенным объемом товарно-материальных ценностей, которые были реально получены участниками инвестиционных трансакций.
Социальный эффект характеризуется разными чертами:
- в здравоохранении – снижение заболеваемости населения и сокращение потерь рабочего времени по болезням, укрепление потенциала здоровья нации;
- в общем образовании – готовность к социализации, освоение базовых знаний, профилактика отклоняющегося поведения.
Качественный анализ эффективности социального инвестирования зависит от оценки его полноты и комплексности, которая характеризуется посредством качественного индекса социальных инвестиций. В нем выражается организационная поддержка и информационное обеспечение социальной деятельности компаний.
Осуществляя социальное инвестирование, необходимо разделять их последствия (экономические, социальные и социально-экономические), а также проводить оценку эффективности социальных инвестиций на основании набора показателей, уникальных для каждого произведенного эффекта.
Социальный и социально-экономический эффекты социальных программ выражаются повышением качества жизни граждан и целостного общества. Индикаторами оценки социального эффекта могут использоваться снижение заболеваемости, повышение уровня образованности, снижение численности и состава групп риска, расширение сферы деятельности лиц с ограниченными возможностями, повышение качества природной среды и др.
Индикаторами оценки социально-экономического эффекта используют такие показатели, как количество созданных рабочих мест, количество новых предприятий малого и среднего бизнеса, финансовую устойчивость предприятий, возрастание налоговых поступлений в местный бюджет, сокращение оттока населения с территорий, диверсификация местной экономики и ряд других показателей.
Оценивая социально-экономический эффект корпоративных программ, предпринимались попытки объединения социальных индикаторов и финансовых показателей компаний. Был разработан и внедрялся для социальных предприятий метод коэффициента окупаемости социальных инвестиций. Также применялись методы, которые давали возможность оценивать социально-экономический эффект программ по соответствующим снижениям затрат из государственного бюджета.
Если рассматривать обеспечение необходимого уровня оценки эффективности корпоративных социальных инвестиций, необходимо сказать о нескольких принципиальных моментах.
Во-первых, необходимо организовать действенную систему управленческого учета на предприятии, так как только она может относительно точно дать оценку затрат и результатов социальных инвестиций;
Во-вторых, оценка должна производиться комплексно и всесторонне, важнейшими при этом являются следующие аспекты:
- оценка степени удовлетворенности работников социальным развитием предприятия как опросами, так и показателями текучесть кадров; расчет снижения потерь от сокращения заболеваемости и травматизма и пр.;
- оценка экономического эффекта, включая новый показатель – дополнительную прибыль, полученную от предложений работников, в процесс развития которых и осуществлялись инвестиции;
- сопоставление размеров социальных инвестиций и значений, принимаемых как эталонные.
В-третьих, оценка должна включать максимальное разнообразие методов: экономико-математических, социологических, чем обеспечивается должная точность оценки.