Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Математические модели в менеджменте

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Менеджмент / Математические модели в менеджменте
Математические модели в менеджменте

Современный менеджмент широко использует математический аппарат для анализа возможных стратегий поведения, поддержки принятия решений, исследования графиков различных зависимостей, обработки статистических данных и компьютерного моделирования процессов.

Активное использование математических моделей в менеджменте связано с тем, что центральная проблема экономики - это проблема рационального выбора. Именно чтобы сделать правильный и обоснованный выбор требуется математическое моделирование процесса принятия решений.

В основе изучения экономических систем всегда лежит реальный или модельный эксперимент:

  • Реальный эксперимент – это изучение свойств практически действующего объекта.
  • Модельный эксперимент – это изучение свойств виртуального аналога, модели практически действующего объекта.

Моделирование - изучение свойств системы при помощи построенной модели.

Определение 1

Моделирование - незаменимый инструмент при экономическом прогнозировании, как одной из форм предвидения перспектив развития событий – ценнейшего экономического ресурса, который является залогом будущей прибыли.

Определение 2

Математическое моделирование - концентрация знаний, представлений и гипотез об оригинале, записанная с использованием математических соотношений.

Построение любой модели, как и управление организацией, является процессом.

Основные этапы процесса математического моделирования экономических процессов

  1. Постановка задачи

    Первый и самый важный этап построения математической модели, который способен обеспечить решение управленческой проблемы. После формулировки проблемы, необходимо определить их симптомы и причины их возникновения.

  2. Построение модели

    На данном этапе посредством синтеза формируется структура, и описываются параметры модели, строится несколько альтернативных вариантов моделей. Далее построенные модели анализируются - изучаются их свойства и поведение при разных условиях функционирования. На этой стадии производится выбор и расчет критериев эффективности для каждой из построенных на этапе синтеза моделей.

  3. Проверка модели на достоверность

    В рамках данного этапа нужно определить, насколько модель соответствует реальному явлению и все ли существенные факторы реального процесса встроены в модель. Далее нужно понять, насколько разработанная модель помогает менеджменту решить существующую проблему.

  4. Применение модели

    Зачастую топ-менеджеры избегают применения моделей по причине их непонимания. Чтобы этого не происходило, топ-менеДжеры должны быть вовлечены в процесс и участвовать в постановке задач и установлении требований к результатам моделирования.

  5. Обновление модели.

    Данный этап осуществляется, если топ-менеджменту требуется более удобная форма выходных данных или дополнительные данные. Также может поменяться цель организации, что приводит к изменению критериев принятия решений.

Виды математических моделей

  • аналитические, которые представляют собой совокупность аналитических выражений и зависимостей;
  • имитационные, которые основаны на компьютерном эксперименте;
  • численные, которые представлены в виде численных методов и схем, обеспечивающих приближенное решение задачи;
  • алгоритмические, которые представлены алгоритмами в виде определенной логической последовательности выполнения операций на компьютере.

Проблемы моделирования

  1. Недостоверные исходные допущения – не все предпосылки, которые положены в основу модели, могут быть оценены и проверены.
  2. Информационные ограничения влекут за собой недостоверность предпосылок и другие затруднения при моделировании, так как точность модели всегда определена точностью предварительной информации по существующей проблеме. 3.Страх пользователей - руководители, для которых создаются модели, часто не понимают полученный результат и потому опасаются их применять. У них просто не хватает знаний в этой области. 4.Чрезмерно высокая стоимость. Необходимо заранее оценить издержки на моделирование. Так как модели с чрезмерно высокой стоимостью неэффективны.