Консалтинг (от англ. сonsulting – консультирование) – это система по оперативному поиску необходимой информации и комплексному анализу данных для принятия наиболее оптимальных в конкретной ситуации решений.
Консалтинг можно характеризовать как помощь для высшего менеджмента компании при принятии решений касательно ключевых проблем, а также помощь для достижения устойчивого развития компании и её конкурентоспособности. Наиболее популярным видом такой помощи выделяют консалтинговый проект.
Общие задачи консалтинга
В большинстве своем, консультационные услуги обладают следующими задачами:
- Диагностика компании и обнаружение слабых мест или проблем, которые она испытывает
- Разработка практического плана действий или рекомендаций (они могут принимать вид проекта по изменениям в компании)
- Разработка наиболее эффективной стратегии
- Внедрение рекомендаций в практику деятельности компании
Таким образом, консультанты должны находить решения на те вопросы компании, которые возникают время от времени, и ответы на которые невозможно найти собственными силами компании.
Причины использования консультационных услуг
Существует множество причин, по которым менеджеры как международных, так и российских компаний прибегают к помощи консультантов. Среди них можно выделить следующие:
- Отсутствие достаточных ресурсов компании для решения определенных управленческих проблем. Такими ресурсами могут выступать, как человеческие ресурсы, так и знания либо время.
- Необходимость в быстром решении проблемы, и такая необходимость является временной
- Необходимость независимого взгляда, который может предоставить сторонний консультант
- Необходимость в подтверждении уже принятых менеджерами компании важных решений
- Необходимость в обучении сотрудников либо менеджмента компании определенным знаниям.
Преимущества привлечения консультанта
- Ускорение поиска решений для возникших проблем
- Увеличение эффективности в использовании бенчмаркинга
- Обеспечение объективного и независимого подхода к решению проблем
- Содействие преодолению сопротивления сотрудников изменениям и уменьшение числа конфликтных ситуаций
- Совершенствование навыков, умений и знаний персонала компании
- Увеличение квалификации менеджмента компании в вопросах, связанных с управлением компанией
Функции консультантов
Сторонним консультантам необходимо выполнять множество функций, среди них следует выделить следующие:
- Выступать в качестве экспертов по производству, маркетингу, экономике и пр.
- Являться непредвзятым экспертом для оценки ситуации
- Проводить многостороннее исследование с целью того, чтобы иметь возможность подтвердить определенную точку зрения конкретными фактами
- Быть посредником в спорных либо конфликтных ситуациях
- Проводить обучение сотрудников к нахождению оптимальных решений
- Быть организатором любого обсуждения
Эффективность деятельности консультантов напрямую зависит от опыта и знаний всей консалтинговой команды, так как каждый её участник хоть и косвенно, но принимает роль в консалтинговом процессе. При осуществлении услуг по консалтингу, компания таким образом осуществляет продажу знаний, и, следовательно, она обязана обладать высоким уровнем этих знаний и навыков, а также, что не менее важно, опытом прошлых работ, на примеры которых она может опираться в дальнейших проектах.
Умения консалтинговых команд или отдельных консультантов заключаются в следующем: постановка задач, разработка предложений, тайм-менеджмент, проведение совещаний и встреч, навыки убеждения и принятия решений, организации, умение обмена информацией и внедрения изменений и прочее.