Сущность управленческого консалтинга
Управленческий консалтинг – это деятельность, целью которой является совершенствование способа управления и менеджмента в компании. Иными словами, это форма предоставления помощи по отношению к построению задач, к процессам решения, во время которой цель консультанта является не выполнение задачи, а помощь в таком выполнении.
Для того чтобы иметь полную картину сущности управленческого консалтинга, необходимо понимать роли, которые могут играть консультанты. Они варьируются в зависимости от ситуации и отражают действия по отношению к менеджерам. Согласно Эдгару Шейну, консультантам необходимо сменять роли в процессе обнаружения новых условий проблемы, и они должны видеть различия между разными видами действий:
Роль эксперта, который диктует клиенту план действий Внушение тех решений, которые с точки зрения консультанта являются подходящими к конкретной ситуации Принятие решения совместно с клиентом, его вовлеченность в процесс принятия решения
Виды управленческого консалтинга
Условно можно разделить данный вид консалтинга на несколько видов, по отношению к типам задач:
- Стратегический консалтинг. Целью данного вида консалтинга является исследование рынка продукции или сырья, а также анализ соперников на рынке, новинок в технологии, динамики спроса и предложения. В результате формируется оптимальная для компании модель бизнеса.
- Маркетинговый консалтинг, Целью которого выступает образование наиболее подходящей стратегии маркетинга, разработка программ маркетинга и менеджмента поведения потребителей
- Формирование оптимальной системы менеджмента. Под данным видом подразумевается распределение полномочий и функций среди сотрудников компании, построение системы мотивации и эффективных бизнес-процессов. Кроме того, в данный пункт включается планирование деятельности компании, образование наилучшей функциональной структуры и систем документооборота и обмена информацией внутри компании.
- Кадровый консалтинг. Целью кадрового консалтинга выступает развитие культуры компании, выявление наиболее лучшей для неё системы стимулов и подбор персонала в компанию.
Подходы к управленческому консалтингу
Различают два наиболее часто используемых подхода:
- рекомендательный,
- социально-инжиниринговый.
Смысл первого подхода состоит в формировании экспертных рекомендаций, их тщательной подготовке со стороны профессионалов, вовлеченных в проект.
В свою очередь, социально-инжиниринговый подход заключается в использовании определенных технологий с целью привлечения экспертов консультируемой организации в сам процесс, в консультацию по системе управления, функциональной структуры, структуры бизнес-процессов и прочее. Такое привлечение к совместной работе над проблемой непосредственно сотрудников самой компании облегчит путь консультирования, увеличит лояльность персонала.
Действительно, на первоначальной стадии, стадии зарождения консалтингового проекта, есть возможность избежать самых принципиальных конфликтных ситуаций. Статус консультанта при решении каких-либо текущих проблем может оказаться ограниченным либо, наоборот, абсолютным (от исследования причин и анализа возможных решений до потенциального влияния на решение или непосредственно участия в принятии такого решения и его дальнейшего воплощения).
В обязанности консультанта может входить исследование ситуации, формирование конкретного и реалистичного плана действий, который будет входить в определенные временные рамки. Кроме того, на него может возлагаться необходимость присутствия на переговорах, образование проекта по необходимым изменениям, его внедрение либо оптимизация.