Активное развитие экономики и бизнеса приводит к необходимости поиска новых способов оптимизации затрат, которые вызваны условиями жесткой конкуренции и развитием технологий. Компании используют новые способы осуществления деятельности и стратегические приемы, среди которых можно выделить два наиболее популярных – аутсорсинг и консалтинг.
Аутсорсинг
Аутсорсинг (от англ. Outsourcing – внешний источник) – передача некоторых функций организации или ее подразделений внешнему исполнителю.
Распространение услуга аутсорсинга получила после принятия закона «О бухгалтерском учете» 1996 года. Этот законодательный акт разрешил использовать сторонние организации в целях ведения бухгалтерии. В настоящее время эта услуга активно предоставляется как специализированными организациями, так и отдельными профессионалами. Аутсорсинг также распространен в сферах юриспруденции, маркетинга и информационных технологий.
Целью аутсорсинга является сокращение затрат и повышение гибкости бизнес-процессов. Использование услуг сторонней организации для выполнения каких-либо функций позволяет компании сэкономить на найме и обучении соответствующих специалистов. Часто аутсорсинг используется компаниями, объем деятельности которых не позволяет выделить значительные ресурсы на содержание специализированного функционального подразделения.
Российское законодательство не предусматривает специального регулирования услуг аутсорсинга. Процессы предоставления аутсорсинговых услуг регламентируются нормами Гражданского Кодекса Российской Федерации. Чаще всего услуги аутсорсинга регулируются договором оказания возмездных услуг.
Активно применяемой формой договора оказания возмездных услуг является договор на абонентское обслуживание.
Консалтинг
Консалтинг – услуги внешнего квалифицированного специалиста или организации, специализирующей в определенной отрасли знаний, по улучшению каких-либо бизнес-процессов компании.
Сфера применения консалтинговых услуг очень широка. Консалтинговые услуги применяются для повышения эффективности деятельности какого-либо функционального направления деятельности компании или всей организации в целом, для улучшения качества менеджмента и т.п.
Чаще всего к услугам профессиональных консультантов прибегают компании, оказавшиеся в кризисной ситуации. Однако кризисное управление не является единственной функцией консультантов. Более правильным представляется прибегать к услугам консультантов для предотвращения возникновения кризисных ситуаций. В странах с развитой экономикой и бизнес-средой компании пользуются услугами специалистов в области консалтинга не для решения проблем, а в ситуации, когда компании нужна помощь квалифицированного специалиста в некоторой области. К таким ситуациям относятся:
- Расширение деятельности организации и (или) изменение ее организационно-правовой формы;
- Необходимость отстройки от конкурентов, создания конкурентного преимущества;
- Необходимость преодоления рыночных барьеров или выхода из сложившейся кризисной ситуации.
Перечисленные ситуации не ограничивают перечень возможных вариантов обращения к консалтингу, но являются наиболее распространенными.
Сходства и различия
В настоящее время консалтинговые услуги в Российской Федерации регламентируются теми же нормами, что и аутсорсинг. Консалтинговые услуги регулируются условиями договора оказания возмездных услуг.
И консалтинг, и аутсорсинг представляют собой виды интеллектуальной деятельности, которые продаются за вознаграждение. Оба эти способа повышения эффективности деятельности организации базируются на идее разделения труда и имеют договорную основу. Можно утверждать, что консалтинг и аутсорсинг основываются на информационном преимуществе организации, оказывающей услуги, ее опыте и знаниях в соответствующей области.
Различие аутсорсинга и консалтинга заключается в способе осуществления этих видов деятельности. Аутсорсинг представляет собой участие организации-исполнителя в деятельности на постоянной основе, с периодическим предоставлением результатов оказания услуг. Консалтинг может быть как периодическим, так и единоразовым, но его результатом является заключение по какому-либо вопросу. Другим отличием аутсорсинга и консалтинга является степень ответственности стороннего специалиста, оказывающего услуги – консультант предоставляет информацию для принятия решения заказчикам, а аутсорсер полностью принимает на себя реализацию какой-либо функции.