Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Конфликтность и управление изменениями в менеджменте

Управление конфликтами

Определение 1

Конфликт - это отсутствие согласия между двумя или большим количеством сторон.

Конфликтность и управление изменениями в менеджменте – это важные аспекты реализации управленческих решений.

В организациях работают люди, отличающиеся друг от друга. Соответственно, одну и ту же ситуацию они будут воспринимать по-разному. При обсуждении ее они будут спорить, не соглашаться друг с другом. Такие несогласия приводят к возникновению конфликтной ситуации. Сущность конфликта состоит в том, что между сознательным поведением одной из сторон (личности, группы или организации в общем) и интересами другой стороны возникает противоречие.

В соответствии с ролью менеджера, он находится в центре конфликта и должен разрешить его с помощью доступных средств. Управление конфликтами – одна из важнейших функций руководителя.

С позиции определения конфликтной ситуации можно выделить три типа конфликта:

  • конфликт целей. В таком случае участники конфликта по-разному определяют будущее желаемое состояние объекта управления. Такие конфликты могут разрешаться разными методами,
  • конфликт расхождения в мыслях, идеях и взглядах по подлежащей решению проблеме. Чтобы разрешить такой конфликт, нужно потратить больше времени,
  • чувственный конфликт. Он проявляется в том, что участники имеют разные чувства и эмоции, определяющие отношения личностей между собой. Люди раздражают друг друга стилем ведения дел, поведения, взаимодействия. Такие конфликты сложнее всего разрешить, поскольку они базируются на причинах, связанных с психикой индивидов.

Конфликты делятся на пять уровней:

  • внутриличностные (связаны с противоречиями между желаниями, возможностями и долгом внутри человека),
  • межличностные (возникают на эмоциональной, социальной или профессионально-производственной почве),
  • внутригрупповые,
  • межгрупповые,
  • организационные.

Между всеми уровнями есть тесная связь. Так, например, из-за внутриличностного конфликта человек может проявлять агрессию к окружающим, что приведет к межличностному конфликту.

«Конфликтность и управление изменениями в менеджменте» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В конфликте могут применяться следующие стратегии поведения:

  • уход от конфликта,
  • сглаживание конфликта,
  • борьба,
  • сотрудничество для решения проблем,
  • поиск компромиссов.

Организационные конфликты часто решаются с помощью структурных методов управления. Эти инструменты основываются на использовании изменений в организационной структуре. Их цель – снижение напряженности и интенсивности конфликта. К методам относят:

  • использование менеджером своего статуса в компании (распоряжение, приказ, директива и т.д.),
  • «разведение» участвующих в конфликте частей организации («разведение» может осуществляться по целям, средствам, ресурсам и т.д.) или снижение зависимости между ними (автономизация и дифференциация подразделений),
  • создание «задела» в работе зависимых подразделений (запасы материалов или комплектующих),
  • введение специальных интеграционных механизмов (общих кураторов, координаторов),
  • слияние различных подразделений с наделением их общими задачами (к примеру, объединение в отдел развития персонала отделов труда, заработной платы и кадров – новый отдел должен заниматься не только расчетно-учетной функцией, но и развитием отдельных сотрудников).

Конфликты, которые контролируются руководителями, являются функциональными. Они положительно влияют на эффективность компании, приносят ей пользу. Если конфликт выходит из-под контроля, он становится дисфункциональным, т.е. ведет к снижению эффективности группового взаимодействия и личной удовлетворенности задействованных в нем людей. В отношениях нарастает враждебность, ресурсы начинают распределяться несправедливо, кому-то приходится поступать против своей воли для обеспечения интересов другой стороны.

Управление изменениями

Реализация управленческих решений предполагает, что будут осуществлены некие действия, ориентированные на решение проблемы – иными словами, изменение сложившейся ситуации. Часто на проводимые изменения возникают негативные реакции. Из-за этого нарушается гармония функционирования компании, снижается эффективность ее работы. Для минимизации отрицательных проявлений руководитель должен уметь управлять изменениями.

Практически все управленческие решения ассоциированы с осуществлением нововведений, при этом масштабы нововведений различаются. Управленческие нововведения могут обуславливаться разными факторами и причинами:

  • политическими (если меняется власть или строй, вносятся корректировки в законодательство),
  • экономическими (экономической выгодой или эффективностью, стабильностью или нестабильностью, методами экономического управления, аспектами расходования средств),
  • социальными (если возникает необходимость осуществить социальную поддержку тех или иных категорий сотрудников),
  • технологическими (если внедряются новые технологии, оборудование, начинается производство новых изделий, совершенствуется организация труда и производства),
  • рыночными (меняется состояние предложения и спроса, функциональные возможности товара),
  • случайными.

Изменения могут быть осуществлены на разных уровнях:

  • на индивидуальном уровне. Такие изменения обусловлены изменениями, произошедшими в жизни человека. Например, человека назначают на новую для него должность,
  • на групповом уровне. Эти изменения затрагивают интересы группы, касающиеся выполнения ими общей совместной работы,
  • на организационном уровне. Эти изменения относятся к организации в целом, обеспечению конкурентоспособности фирмы, учета внешних и внутренних факторов.

В целом можно заключить, что, чтобы выжить, люди должны приспосабливаться к изменениям внешней среды. Но для развития этого недостаточно. Чтобы двигаться дальше, приходится преодолевать трудности и постоянно вносить в свою деятельность опережающие изменения. Только так достигается прогресс.

Дата написания статьи: 30.07.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot