Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Коммуникации как ценность современного менеджмента

Сущность коммуникации

Определение 1

Коммуникация – это процесс обмена информацией; общение людей в процессе их совместной деятельности, включающее обмен идеями, мыслями, чувствами и информацией.

Основой коммуникации выступает коммуникационный процесс.

Определение 2

Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя и более людьми.

Цель коммуникационного процесса – обеспечить понимание информации, которая выступает как предмет обмена.

Элементами процесса коммуникации являются:

  • отправитель – лицо, которым генерируется основной поток идей или лица, собирающие информацию и передающие ее;
  • сообщение – это непосредственно информация, которая закодирована определенным набором символов;
  • канал – это средство передачи информации разного рода;
  • получатель – это индивид, которому предназначается информация, и который ее интерпретирует.

Внутри организации выделяют следующую типологию коммуникации:

  • организация-внешняя среда – реализация потребности хозяйственной организации в информации, обеспечение связи с государственными структурами, общественностью, поставщиками, клиентами, формирование и поддержание имиджа организации, решение определенного набора задач маркетинга;
  • внутриорганизационные коммуникации – это коммуникации подразделений организации. Внутри подразделений по уровням управления и производства, а также межличностные и неформальные коммуникации.

Внутриорганизационные коммуникации состоят из:

  • нисходящего уровня вертикальных коммуникаций – включает передачу информации с высшего уровня на низший по вопросу текущих задач, рекомендуемых процедур и технологий;
  • восходящего уровня вертикальных коммуникаций – передача информации с низшего уровня на высший, о возникших идеях относительно рационализации работы организации. Иными словами, возникшая на самом нижнем уровне инициатива, способна подняться на самый верх через все промежуточные иерархические уровни;
  • коммуникации по горизонтали – такой тип коммуникаций осуществляется между различными функциональными подразделениями. Ими дополнятся информация, проходящая по нисходящей и восходящей вертикалям, а также они нужны, чтобы координировать деятельность;
  • коммуникации руководителя и подчиненного – предполагают обмен информацией в основном по вертикали. Основные участники коммуникации в таком случае управляющий и управляемый;
  • коммуникации между неформальными группами и сообществами внутри организации – охватывает целый комплекс связей – от бытовых до касающихся производственных процессов, кадровых перестановок и пр. Данный тип коммуникации базируется на информации, циркулирующей по каналам неформального общения, то есть на слухах непроверенного характера.
«Коммуникации как ценность современного менеджмента» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Ступени противоречий при коммуникациях

В организационных системах в процессе коммуникации могут возникать различные противоречия. Из-за чего было выделено несколько ступеней противоречий.

  1. Различие – самая спокойная по степени напряженности ступень. Как правило, руководителю и подчиненным удается достичь взаимопонимания, но у них возможен различный взгляд на отдельные стороны реализации поставленной цели. Данное противоречие не мешает успешно выполнять задания в соответствии со схемой, которую предлагает руководитель.
  2. Поляризация – отмечается, когда между руководителем и подчиненным существует взаимопонимание в задачах, но их мнения касательно подходов к средствам и методам их реализации существенно разнятся. Негативные эмоции обычно носят кратковременный характер и не накапливаются.
  3. Столкновение – это противоречия, при которых наблюдается сильное напряжение в отношениях между руководителем и подчиненным в процессе выполнения заданий. При столкновении только частично цель получает поддержку. Столкновение может позитивно проявить себя в проектных и опытных организациях, в которых важно не авторство, а конкретный результат.
  4. Антагонизм – характеризуется сильным нервным напряжением в отношениях руководителя и подчиненного в процессе выполнения заданий. Антагонизм характеризует принципиально разный подход руководителя и подчиненного ко всем элементам задания. Антагонизм, несмотря на свой негативный характер, может способствовать выработке наиболее оптимальных по всем параметрам решений, но может вызывать и разрушительные последствия.

Взаимосвязь коммуникации с информацией

Управление в организационных системах может быть рассмотрено в качестве процесса обмена информацией. Процесс управления в таком понимании близок к коммуникации. Использованием данного аспекта анализа предполагается исследование основных характеристик коммуникации в организации и основных принципов взаимосвязи коммуникации с информацией. Коммуникация выступает в качестве связующего процесса в ходе реализации управленческих функций.

От навыка руководителя в работе с информацией зависит своевременная реализация управленческих функций. Менеджеру необходимо постоянно решать, какай и когда информация ему необходима. Он обязан предвидеть ряд потребностей в информации до момента возникновения проблем. Его полномочия включают процесс принятия решений относительно того, какая информация будет им использована для выявления существования проблем, и какие виды информации будут для него надежнее. Чтобы решить обозначенные задачи менеджеру необходимо оценивать потенциальную ценность разных видов информации. Точность в определении потребностей в информации во многом определяется эффективностью принимаемых управленческих решений.

В связи с этим актуальность обретает задача планирования информации, в процессе которой должна быть определена:

  • цель использования информации;
  • метод сбора информации;
  • метод обработки информации;
  • система приобретенных информационных источников;
  • размер ресурса для получения необходимой информации;
  • основные исполнители сбора, обработки и предоставления информации;
  • значения основных параметров информации, необходимых, чтобы была достигнута требуемая эффективность управленческих решений: достоверность, оперативность и пр.
Дата написания статьи: 13.05.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot