Сущность коммуникации
Коммуникация – это процесс обмена информацией; общение людей в процессе их совместной деятельности, включающее обмен идеями, мыслями, чувствами и информацией.
Основой коммуникации выступает коммуникационный процесс.
Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя и более людьми.
Цель коммуникационного процесса – обеспечить понимание информации, которая выступает как предмет обмена.
Элементами процесса коммуникации являются:
- отправитель – лицо, которым генерируется основной поток идей или лица, собирающие информацию и передающие ее;
- сообщение – это непосредственно информация, которая закодирована определенным набором символов;
- канал – это средство передачи информации разного рода;
- получатель – это индивид, которому предназначается информация, и который ее интерпретирует.
Внутри организации выделяют следующую типологию коммуникации:
- организация-внешняя среда – реализация потребности хозяйственной организации в информации, обеспечение связи с государственными структурами, общественностью, поставщиками, клиентами, формирование и поддержание имиджа организации, решение определенного набора задач маркетинга;
- внутриорганизационные коммуникации – это коммуникации подразделений организации. Внутри подразделений по уровням управления и производства, а также межличностные и неформальные коммуникации.
Внутриорганизационные коммуникации состоят из:
- нисходящего уровня вертикальных коммуникаций – включает передачу информации с высшего уровня на низший по вопросу текущих задач, рекомендуемых процедур и технологий;
- восходящего уровня вертикальных коммуникаций – передача информации с низшего уровня на высший, о возникших идеях относительно рационализации работы организации. Иными словами, возникшая на самом нижнем уровне инициатива, способна подняться на самый верх через все промежуточные иерархические уровни;
- коммуникации по горизонтали – такой тип коммуникаций осуществляется между различными функциональными подразделениями. Ими дополнятся информация, проходящая по нисходящей и восходящей вертикалям, а также они нужны, чтобы координировать деятельность;
- коммуникации руководителя и подчиненного – предполагают обмен информацией в основном по вертикали. Основные участники коммуникации в таком случае управляющий и управляемый;
- коммуникации между неформальными группами и сообществами внутри организации – охватывает целый комплекс связей – от бытовых до касающихся производственных процессов, кадровых перестановок и пр. Данный тип коммуникации базируется на информации, циркулирующей по каналам неформального общения, то есть на слухах непроверенного характера.
Ступени противоречий при коммуникациях
В организационных системах в процессе коммуникации могут возникать различные противоречия. Из-за чего было выделено несколько ступеней противоречий.
- Различие – самая спокойная по степени напряженности ступень. Как правило, руководителю и подчиненным удается достичь взаимопонимания, но у них возможен различный взгляд на отдельные стороны реализации поставленной цели. Данное противоречие не мешает успешно выполнять задания в соответствии со схемой, которую предлагает руководитель.
- Поляризация – отмечается, когда между руководителем и подчиненным существует взаимопонимание в задачах, но их мнения касательно подходов к средствам и методам их реализации существенно разнятся. Негативные эмоции обычно носят кратковременный характер и не накапливаются.
- Столкновение – это противоречия, при которых наблюдается сильное напряжение в отношениях между руководителем и подчиненным в процессе выполнения заданий. При столкновении только частично цель получает поддержку. Столкновение может позитивно проявить себя в проектных и опытных организациях, в которых важно не авторство, а конкретный результат.
- Антагонизм – характеризуется сильным нервным напряжением в отношениях руководителя и подчиненного в процессе выполнения заданий. Антагонизм характеризует принципиально разный подход руководителя и подчиненного ко всем элементам задания. Антагонизм, несмотря на свой негативный характер, может способствовать выработке наиболее оптимальных по всем параметрам решений, но может вызывать и разрушительные последствия.
Взаимосвязь коммуникации с информацией
Управление в организационных системах может быть рассмотрено в качестве процесса обмена информацией. Процесс управления в таком понимании близок к коммуникации. Использованием данного аспекта анализа предполагается исследование основных характеристик коммуникации в организации и основных принципов взаимосвязи коммуникации с информацией. Коммуникация выступает в качестве связующего процесса в ходе реализации управленческих функций.
От навыка руководителя в работе с информацией зависит своевременная реализация управленческих функций. Менеджеру необходимо постоянно решать, какай и когда информация ему необходима. Он обязан предвидеть ряд потребностей в информации до момента возникновения проблем. Его полномочия включают процесс принятия решений относительно того, какая информация будет им использована для выявления существования проблем, и какие виды информации будут для него надежнее. Чтобы решить обозначенные задачи менеджеру необходимо оценивать потенциальную ценность разных видов информации. Точность в определении потребностей в информации во многом определяется эффективностью принимаемых управленческих решений.
В связи с этим актуальность обретает задача планирования информации, в процессе которой должна быть определена:
- цель использования информации;
- метод сбора информации;
- метод обработки информации;
- система приобретенных информационных источников;
- размер ресурса для получения необходимой информации;
- основные исполнители сбора, обработки и предоставления информации;
- значения основных параметров информации, необходимых, чтобы была достигнута требуемая эффективность управленческих решений: достоверность, оперативность и пр.