Общие сведения о становлении и развитии теории менеджмента
Менеджмент как научное направление и дисциплина начал формироваться во второй половине 19 века. Это привело к появлению нескольких направлений и школ, которые определяли особенности управления, его структуру и функции. В качестве самостоятельно профессии управление было выделено только в начале 20 века, когда в науке произошли революционные изменения, и они же стали толчком к изменениям в производственной сфере.
В зарубежной науке сложилось несколько важных направлений, которые определили дальнейшее развитие менеджмента и управления. В их разработках принимали участие классики гарвардской школы, чьи идеи оказывают влияние и на современное состояние управленческих процессов. Разделяя управление на государственное и корпоративное, исследователи выявили различия и сходства их процессов, определили специфику принятия решений и выдали прогнозы их дальнейшего развития. Немалую роль в развитии теории управления сыграли и советские исследователи, хотя с точки зрения управления и соотнесения понятия с официальным термином "менеджмент" отечественная наука незначительно, но запоздала. Так или иначе, классические школы стали основополагающими и оказали особое влияние на развитие теории управления.
Школа научного управления
Первая классическая школа - школа научного управления (1885-1920 гг.) получила развитие в Соединенных Штатах Америки. Основоположником школы стал Ф. Тейлор, признавший менеджмент отдельной научно-исследовательской областью. Авторы посвятили исследования нескольким направлениям:
- проблемам управления производством;
- вопросам повышения эффективности производства;
- выявление рисков и их влияние на принятие решения.
В основе системы В. Тейлора лежит ряд положений и принципов:
- Первый - принцип разделения труда, то есть работы, которая выполняется экспертами, делится на отдельно взятые операции.
- Второй принцип - измерение труда (выявление конкретной шкалы оценки для определения эффективности трудовой деятельности отдельного сотрудника и целый коллективов).
- Третий принцип - принцип инструктирования. Эксперты устанавливают стандарты, которым должны соответствовать сотрудники. Но их деятельность окажется невозможной без принципа стимулирования, включающего мотивацию и механизмы для повышения эффективности сотрудников и качества деятельности.
Второй представитель данной школы - Г. Форд, являющийся создателем системы, где на первом месте стоит технология и технические приспособления для массового производства товаров. Человек становится частью технологического процесса, а сама система соответствует нескольким принципам:
- непрерывность;
- подвижность (гибкость);
- максимальные темпы осуществляемой деятельности;
- точность;
- экономический эффект системы;
- независимость от деятельности человека.
Школа административного управления
Вторая школа управления была ориентирована на разработку принципов управления деятельностью внутри компании. Школа активно развивалась с 1920 до 1950 года, в рамках нее было сформулировано понятие структуры компании, где все элементы связаны друг с другом.
Основоположник школы административного управления - В. Файоль. Им были сформулированы основные принципы управления организацией:
- власть и разделение труда,
- дисциплина и единство в распорядительстве,
- единство руководящих решений и подчинение частных интересов общим,
- централизация и скалярная цепь,
- наличие инициативности и вознаграждений.
А. Файоль делал упор на значимых аспектах, которые необходимо учитывать при организации управленческой деятельности внутри компании разного порядка. Это равенство сотрудников и руководителей, когда речь идет о достижении поставленных целей, инициативность, исходящая со стороны сотрудников, отсутствие наказаний (штрафная деятельность сохраняется, но человека не наказывают за высказывание личного мнения, внесение предложений по изменениям в организации и принятию решений), единение персонала. Таким образом, руководители и сотрудники погружаются в процесс принятия решений, осуществляют деятельность, сопоставляя личные цели общим. Задача руководства - достижение конкретного результата, вывод компании на новый уровень и поддержка имиджа организации. В управлении руководители опираются на ряд принципов, сочетая их друг с другом или выделяя несколько наиболее подходящих под стиль управления.
Школа управления с позиции отношений
С 1930 до 1950 годы школа управления с позиции отношений развивалась параллельно со школой административного управления. Основанием для существования школы являлось использование моральных и психологических факторов воздействия на сотрудников организации. Основоположник идеи и, соответственно, школы - Э Мэйо, считавший, что управление основывается на научно-исследовательских достижениях психологической науки. Чтобы доказать свои идеи, автор провел известный во всем мире Хоторнский эксперимент. Объект эксперимента - бригада работниц по сборке телефонных реле. В течение нескольких лет в ходе эксперимента производились изменения в режиме работы, питании работников, а также задавались конкретные психологические установки: работников убеждали в том, что их деятельность важна для всей страны. Когда производилась отмена льгот, и условия труда заметно менялись, из-за психологической установки производительность работников не снизилась. Эксперимент показал, что мотивация и внушение могут сыграть значимую роль, и работники закрывают глаза на откровенно неблагоприятные условия ради признания (или идеи признания).
Эксперты и исследователи в рамках школы человеческий отношений добились немалых успехов, а именно:
- выявили, что внимательное отношение к социальным и групповым потребностям работников должно стать целью управления предприятием;
- определили методику исследования специфических характеристик взаимодействия формальных и неформальных сторон деятельности предприятия;
- обозначили роль психологических факторов производительности труда.