Этапы становления практического менеджмента
История развития практического менеджмента – это хронологическая последовательность открытий, изобретений и трансформаций, происходивших в практике управления.
История практики менеджмента насчитывает много веков – в отличие от истории менеджмента как науки. Практическое управление существовало в разных общественно-экономических формациях начиная с древнего мира. Условно можно выделить пять этапов в становлении этого процесса:
- Религиозно-коммерческий этап. На сохранившихся глиняных табличках содержатся сведения о законах и коммерческих сделках, что позволяет сделать вывод о существовании системы управления в древних обществах Египта и Шумера. Этот этап связан с расслоением высшей прослойки священников, произошедшим примерно 4-5 тысяч лет назад. В результате появились жрецы-религиозные функционеры, которые собирали дань под видом проведения религиозных обрядов (в частности, жертвоприношений). Эти жрецы вели учет материальных ценностей, осуществляли с ними различные коммерческие операции и производили сопутствующие расчеты. Поэтому управление затрагивало в первую очередь коммерческую деятельность служителей культа.
- Светско-административный этап. Он ассоциируется с вавилонским царем Хаммурапи, под руководством которого был создан свод законов государственного управления. На смену религиозному стилю управления пришел светский. Произошло усиление контроля и степени ответственности за выполнение определенных работ. Если первый этап характеризовался только микроэкономическим уровнем управления, то на втором оно вышло на макроуровень. На этом этапе начинается формирование группы людей, чьей профессией стало государственное управление.
- Производственно-строительный этап. Этот этап связан с другим вавилонским царем – Навуходоносором (605-562 гг. до н.э.). Развитие практики менеджмента в этот период позволило осуществить такие масштабные проекты, как строительство Вавилонской башни и висячих садов Семирамиды, существенно повысить эффективность не только строительства, но и промышленного (в первую очередь текстильного), и сельскохозяйственного производства. К этому же этапу относятся римские нововведения, такие как административная иерархия, система территориального управления. Изменениям были подвергнуты функции менеджмента, сформировался авторитет управляющих, преобразовалась система власти.
- Этап профессионального управления. Начало этого этапа было связано с потребностью в профессиональном управлении производством, возникшей под действием индустриального развития и зарождения европейского капитализма. Теории менеджмента как таковой еще не было, поэтому сложно говорить о высокой квалификации первых наемных управляющих-менеджеров – однако такая профессия возникла.
- Этап рациональной бюрократии (конец XIX-начало XX века). Менеджмент обретает теоретический фундамент. Начало формирования этой науки связывают с именем Фредерика Тейлора, который в 1911 году опубликовал книгу «Принципы научного управления». Именно эта веха стала отправной для менеджмента как самостоятельной области исследований. С этого момента начинает эволюция концепций научного менеджмента, которая закономерно влияла на практическую деятельность в сфере управления.
Менеджмент - это система программно-целевого, системного управления, текущего и перспективного планирования и прогнозирования научно-технических разработок, организации производства, мотивации и контроля, реализации продукции и услуг вследствие изменений внешней среды и рынка с целью повышения эффективности хозяйствования, удовлетворения потребностей рынка и общества в целом (включая социальные), увеличения прибыли.
Развитие концепций менеджмента в XX-XXI веках
После того, как менеджер из сугубо практической деятельности превратился в науку, его развитие происходило в рамках различных сущностных концепций. Основные из них:
- научное управление, предполагавшее рационализацию операций и выполнения работ исходя из производимых наблюдений, замеров, проведения компонентного анализа осуществляемых действий,
- административная (классическая) школа управления. Она предполагала разделение труда в сфере управления. Важным для этой школы стало формулирование принципов управления Анри Файоля, обосновавших законы, по которым должна строиться структура организации управления работниками,
- подход с позиций человеческих отношений, в основе которого лежит рассмотрение коллектива как особой социальной группы. В рамках этого подхода необходимо отметить значение Хоторнских экспериментов, проведенных Элтоном Мэйо,
- поведенческие науки, рассматривавшие в роли фактора роста потенциала и эффективности каждого из работников межличностные отношения,
- количественный подход, провозглашавший приоритет применения статистик, моделирования, экономико-математических методов и достижений в сфере вычислительной техники. Этот подход активно применяется до настоящего времени,
- системный и ситуационный подходы, предусматривающие выявление взаимосвязей между всеми организационными компонентами, а также принятие во внимание ситуационных переменных внешней для компании среды.
Российская практика менеджмента отличается определенной непоследовательностью и противоречивостью. После отказа от советских управленческих моделей началось бурное заимствование зарубежных идей. Однако их применение в российской действительности столкнулось с рядом сложностей, выявило необходимость если не полного пересмотра, то по крайней мере адаптации к реалиям и национальному менталитету. Ряд ученых полагает, что должна быть создана особая российская модель управления, которая вобрала бы в себя западный и восточный опыт, а также новейшие достижения в сфере информационных технологий.