Сущность контроля
Все современные компании функционируют в рыночных условиях, которые характеризуются высокой степенью неопределенности и нестабильности внешней среды. В данных условиях эффективное управление нуждается в исполнении со стороны руководителей большого объема плановой и контрольной информации.
Основной задачей управленцев является разработка эффективной системы контроля.
Люди являются при этом неотъемлемым элементом контроля, поэтому в процессе разработки процедур контроля руководителю необходимо принять во внимание особенности восприятия и поведения сотрудников.
Понятие "контроль" (как и "власть") порождает у сотрудников в большей степени отрицательные эмоции. Для большинства работников контроль в первую очередь значит установление ограничения, принуждения, отсутствие самостоятельного выбора альтернативы и др.
По этой причине контроль часто относят к числу таких функций управления, сущность которого чаще всего понимают неправильно. Контроль включает в себя систему, в процессе которой руководство может установить, достигнуты ли запланированные цели и какие меры необходимы для тех ситуаций, когда они не достигнуты.
Функции контроля
Основными функциями контроля можно считать:
- Оперативная,
- упорядочивающая,
- превентивная,
- коммуникативная,
- информативная,
- защитная.
Особенность контроля - двойственная роль в системе управления. В процессе глубокого объединения контроля с другими элементами системы управления при практическом применении нельзя точно выявить круг деятельности для сотрудника так, чтобы он мог относиться лишь к какому-либо единственному элементу управления (без взаимосвязи и взаимодействия с системой контроля).
Все функции управления (планирование, учет и др.) так или иначе интегрируются с контрольной, поэтому правильным утверждением является то, что контроль:
- неотъемлемый элемент всех стадий процесса управления;
- «обособленная» стадия, которая обеспечивает информационную прозрачность предмета качества в ходе процесса управления на прочих стадиях.
Цели и задачи контроля
Эффективный контроль должен предусматривать соответствующие цели и задачи. Основные цели системы контроля:
- Сохранить и эффективно использовать разнообразные ресурсы и потенциал компании;
- своевременно адаптировать компанию к изменениям внутренней и внешней среды;
- обеспечить эффективное функционирование предприятия, его устойчивость и максимальное развитие при условии многоплановой конкуренции.
В процессе достижения целей любой системы, необходима постановка и реализация соответствующих задач, заключающихся в достижении важных показателей в эффективности управления предприятием:
- Деятельность организации должна соответствовать принимаемому курсу действий, основным установкам и ориентирам, а также стратегии;
- Организация должна быть устойчивой с финансовой, экономической, рыночной и правовой позиции, при этом ресурсы и потенциал предприятия должны быть сохранены;
- Наличие должного уровня полноты и точности первичной информации, качества первичной документации в процессе принятия эффективного управленческого решения;
- Безошибочная регистрация и обработка финансовых и хозяйственных операций компании (в соответствии с наличием, полнотой, арифметической точностью, разноской по счетам, формальной разрешенностью, временной определенностью, представлением и раскрытием данных в отчетности);
- Соблюдение персоналом установленных руководством требований, (правила и процедуры), положений о подразделениях, должностных инструкций, плана документации и организации труда, приказов учетной политики и прочих распоряжений.