Этапы формирования инновационной стратегии компании
Инновационная стратегия - это один из инструментов достижения целей компании, отличающийся от иных инструментов своей принципиальной новизной, прежде всего для самой компании и, а также, возможно, и для рынка в целом.
Инновационная стратегия компании формируется в соответствии с ее общеэкономическими целями, стратегиями и задачами. Основой разработки инновационной стратегии является анализ и измерение уровня инноваций, и создание научно-технического прогноза сторон инновационного развития.
Процесс создания инновационной стратегии компании происходит в следующем порядке:
Понимание всего периода создания инновационной стратегии. Он зависит от целого ряда условий. Основное условие его выделения - это длительность периода, который принят для разработки стратегии развития компании в целом, так как инновационная стратегия относительно нее имеет подчиненный характер, она не выходит за лимиты данного периода. Важным условием определения периода формирования инновационной стратегии предприятия является предсказуемость развития экономики в целом и конъюнктуры тех сегментов рынка, с которыми связана предстоящая инновационная деятельность предприятия. Условиями определения периода формирования инновационной стратегии являются также отраслевая принадлежность предприятия, его размер, стадия жизненного цикла и др.
Изучение особенностей внешней среды. Подобное исследование предполагает изучение экономико-правовой среды инновационной деятельности компании и возможного ее деформирования в планируемом периоде. Помимо того, на данном этапе создания инновационной стратегии проходит анализ конъюнктура рынка и определяющие ее факторы, направления в развитии технологии и науки и.
Анализ слабых и сильных сторон компании, которые определяют специфику его инновационной деятельности. Во время этого анализа нужно понять, имеет ли организация достаточный потенциал, для того чтобы использовать открывающиеся инновационные возможности, а еще выяснить, какие внутренние характеристики снижают эффективность инновационной деятельности. Для определения внутренних проблем ведения этой деятельности применяется способ управленческого обследования компании, который базируется на исследовании разных функциональных зон организации, гарантирующих рост инновационной деятельности. Рекомендуется включать такие функциональные зоны для формирования инновационной стратегии в управленческое обследование:
- маркетинговые способности увеличения объемов и диверсификации иновационной деятельности;
- материальные возможности планирования инновационных ресурсов;
- инновационные разработки и способы их ввода в рынок;
- количество, квалификационный и профессиональный состав кадров, обеспечивающих создание и внедрение инновационной стратегии;
- информационную базу компании, которая гарантирует готовность альтернативных стратегических инновационных возможностей;
- состояние структуры менеджмента и корпоративной культуры.
Общий анализ инновационной стратегической позиции компании. Во время этой оценки должно быть сформировано конкретное представление о базовых характеристиках, описывающих способности и лимиты положительного роста инновационной активности организации:
- каков уровень стратегического развития владельцев, управляющих и менеджеров компании;
- каков уровень квалификации управленцев о текущем состоянии и грядущей динамике главных элементов внешней среды;
- какова результативность работающих на производстве систем инновационного и инвестиционного планирования, анализа и контроля;
- насколько они подходят для выполнения стратегических задач и т.п.
Особенности анализа инновационной стратегической позиции компании
В границах этапа анализа инновационной стратегической позиции компании при создании инновационной стратегии можно сделать следующие действия:
- Определение финансового разрыва - это расчет прибыли и сравнение с объемом прибыли от выпускаемых продуктов. Вычисляется "разрыв", который и заполняется за счет новых продуктов.
- Анализ жизненного цикла. Любые продукт и технология имеют свой срок жизни, который состоит из этапов выведения на рынок, развития, зрелости, снижения популярности. Обычно единовременно существуют разные продукты, способные удовлетворить схожие потребности, но находящиеся в разных позициях жизненного цикла.
- Анализ функционального замещения. Этот вид анализа плотно связан с предыдущим, однако фокусируется внимание на другой аспект. Каждая компания производит продукцию, выполняющую конкретную функцию, применяя определенную технологию. Также может случиться так, что для выполнения функций компанией будет применена абсолютно другая продукция, произведенная в других отраслях и на абсолютно иной базе. Поэтому компания, которая может выполнять ту же функцию, что и ранее, обязана быть готовой к переориентированию на производство другой продукции, с использованием иной технологии и рабочей силы.
- Изучение распределения ресурсов НИОКР. Ресурсы НИОКР применяются в совершенно разных направлениях. Анализ сепарирования ресурсов в трех измерениях: время, продукты, технологии позволяет сформулировать соотношения направления ресурсов в развитие технологий и продуктов, с сепарированием на новые и текущие, а также распределения ресурсов относительно временного аспекта. Помимо того, распределением ресурсов уже формируется конкретная стратегия НИОКР.
- Анализ строения инноваций. Вид инновации, которая обеспечивает определенный продукт, нужный для его развития, плотно связан с циклом жизни этого продукта.
- Анализ роста отрасли. Интенсивность используемой компанией стратегии с фазами развития отрасли, в которой она существует и действует, можно связать напрямую. Фазы развития рынка выделяются следующие: быстрый рост, рост рынка, зрелость.