Пользователь продукта - это заинтересованная сторона проекта, для удовлетворения потребностей которой, прежде всего, был затеян проект и начата работа по созданию необходимого ей продукта.
Одним из ведущих направлений работы коммерческого сектора в настоящее время считается понимание потребностей конечного пользователя продукта. Так, большинство современных подходов к управлению проектами требует уделить особое внимание сбору и пониманию потребностей пользователя. С этой целью в проектном менеджменте было разработано и внедрено несколько специальных инструментов.
Характеристика видения продукта
В частности, успешной реализации проекта сегодня зачастую способствует составление такого небольшого документа, как видение продукта. Этот документ содержит в себе информацию следующего рода:
- описание продукта, над которым сейчас работает команда проекта;
- целевая аудитория проекта (т. е. характеристика конечных пользователей продукта, которые испытывают нужду в нем);
- перечисление основных функций, которые должен выполнять продукт проекта;
- указание потребностей, которые продукт проекта сможет удовлетворить;
- суть ценности, которую заключает в себе продукт проекта;
- название ограничений, который с собой принесет продукт проекта.
Большое значение имеет одинаковое понимание и разделение проектной командой и заинтересованными сторонами видения продукта. Обычно видение продукта как документ разрабатывается командой проекта, которой следует сотрудничать с заинтересованными сторонами, в результате чего обеспечивается согласованная работа и формируется коллективная ответственность за продукт.
В соответствии с гибким подходом к управлению проектами цели необходимо определять на долгосрочную перспективу. В то же время возможным остается корректировка целей по мере того, как участники проекта будут получать более точное понимание требуемого результата. Следовательно, видение продукта не только может, но и должно быть изменено по итогу получения обратной связи от пользователей.
Характеристика пользовательской истории
Кроме видения продукта еще одним значимым инструментом фокусировки (сосредоточения внимания) на пользователе продукта проекта является пользовательская история. Она представляет собой способ описания требований, которые предъявляют к разрабатываемому продукту проекту. Чаще всего пользовательская история принимает форму краткого описания применения продукта от лица пользователя.
При составлении пользовательской истории нужно пользоваться простым языком, т.е. употреблять только такие формулировки, которые были понятны самому пользователю. Специфика пользовательской истории заключается в ее ограничении по размеру и сложности.
Пользовательская история в настоящее время воспринимается, прежде всего, как быстрый способ придать требованиям заказчика форму документа. При этом отпадала необходимость в разработке обширных формализованных документов. В результате извлекали экономию, связанную с сохранением ресурсов, которые первоначально предназначались для поддержания этих обширных документов.
В большинстве случаев подготовка пользовательских историй осуществляется разработчиком и заказчиком в тесном взаимодействии. Причем особое значение в данном случае имеет формат пользовательской истории, в которой всегда должны быть прописаны требование, его цель и роль его автора.
Регулярная демонстрация продукта (обзор спринта)
В текущий период времени многие организации в конце спринта проводят специальное совещание, которое называется демонстрацией, или обзором спринта. Это совещание нацелено на получение обратной связи от конечных пользователей и заинтересованных сторон по созданному инкременту продукта. В дальнейшем на ее основе в бэклог продукта вносятся соответствующие изменения, которые в конечном итоге должны привести к улучшению продукта.
Основными направлениями обзора спринта считаются:
- Приемка инкремента продукта.
- Получение новой информации.
- Развитие командного взаимодействия.
То есть за счет обзора спринта образуются основания для принятия мер, которые способны привести к ускоренному и качественному завершению проекта.
Работа проектной команды с обратной связью
Фундаментом гибких подходов к управлению проектами считается установление постоянного контакта с конечными пользователями продукта и иными заинтересованными сторонами проекта. Результатом постоянной проверки гипотез и сопоставления высказанных предположений с фактической реальностью считается повышение эффективности и гибкости проекта, а также обеспечение для конечных потребителей получения определенной ценности.
Обязательным стремлением команды проекта является оперативное получение ею обратной связи от заказчика и от конечных пользователей. Конкретная периодичность и точная форма сбора обратной связи определяются после достижения соответствующих договоренностей с заказчиком проекта и конечными пользователями продукта.
Регулярное получение обратной связи после внесения изменений/дополнений в продукт важно для команды проекта с той точки зрения, чтобы при планировании следующих решений, мер и мероприятий, которые связаны с развитием продукта, учитывались текущие пожелания и рекомендации пользователей.
Таким образом, при разработке образа будущего продукта проекта и его воплощении в жизни команде проекта важно фокусироваться на конечном пользователе, поскольку именно его потребности в данном случае пытаются удовлетворить. Для того чтобы обратить пристальное внимание на пользователей, используются специально разработанные с этой целью инструменты - видение продукта, пользовательская история, обзор спринта, обратная связь.