Понятие финансового менеджмента клиента
Финансовый менеджмент клиента – это вид профессиональной деятельности, заключающейся в формировании управляющих воздействий в адрес организационно-хозяйственной системы и принятии (в условиях неопределенности, риска и многокритериальности выбора) рациональных решений, направленных на реализацию тактики и стратегии финансирования коммерческой деятельности, управление денежными потоками и поиск оптимальных финансовых решений для достижения максимальной эффективности в движении финансовых ресурсов клиента, а также выработке и реализации оптимального сочетания между экономическими интересами банков и их клиентов.
В процессе оптимизации контактов между банками и клиентами, разработки «интеллигентных» индивидуальных банковских финансовых технологий для клиентов следует исходить из ряда положений:
- банковский продукт (банковская финансовая технология) должна иметь «интеллигентный» характер. Это значит, что нужно принимать во внимание конфиденциальность конкретной разработки для клиента и его индивидуальные потребности,
- клиенту следует разъяснять все возможные риски, которые он будет нести, и предоставлять реальную информацию о плановой (расчетной) эффективности предлагаемых банковских финансовых технологий,
- клиентам должны предлагаться индивидуальные тарифы и ставки банковского обслуживания, что будет служить инструментов стимулирования.
При соблюдении указанных принципов будет достигнута интеграция экономических интересов клиента и банка за счет внедрения технологии финансового менеджмента клиента.
К финансовому менеджменту клиента предъявляются общие требования, справедливые для всех видов менеджмента, а также для целеполагающих функций, для которых внедряется финансовый менеджмент клиента.
Структура финансового менеджмента клиента включает в себя следующие компоненты:
- система управляющих воздействий. В нее входит инструментарий влияния на окружение, обеспечивающую и функциональную системы. Эта система нужна для того, чтобы разрабатывать процедуры, правила, внутрибанковские нормативные акты, регламенты, регулирующие процессы выработки и принятия решений, связанных с выполнением целеполагающей функции,
- обеспечивающая система. Она представляет собой информационно-аналитическую основу объекта управления, обеспечивающую опосредованное обеспечение управляющего воздействия и управления объектом системы финансового менеджмента клиента,
- функциональная система. Под ней понимаю набор функций, воздействующих на объект системы финансового менеджмента клиента,
- объект управления. Он воспринимает поступающие от рассмотренных выше систем (функциональной и обеспечивающей) управляющие воздействия и транслирует системе управляющих воздействий свое состояние, совершаемые действия и сведения о внешней среде,
- внешняя среда. Она воспринимает команды и сигналы от объекта управления и системы управляющих воздействий, реагирует на прямые и опосредованные воздействия объекта управления и системы управляющих воздействий.
Итак, основные параметры сущности финансового менеджмента клиента:
- финансовый менеджмент банковского клиента представляет собой профессиональную деятельность, осуществляемую для принятия решений, позволяющих достичь максимальной эффективности в движении клиентских финансовых ресурсов, разработать и реализовать политику оптимального сочетания между интересами банка и клиента,
- целеполагающая функция и содержание финансового менеджмента клиента. Они состоят в оптимизации клиентских финансовых потоков с учетом особенностей функционирования компании клиента (рынка, сегмента, связей с покупателями и поставщиками, характеристик оборачиваемости финансовых ресурсов, изменений свободных остатков по счетам, соотношений и динамики дебиторской и кредиторской задолженностей и т.д.) для обеспечения банку устойчивой и диверсифицированной базы ресурсов, позволяющей эффективно осуществлять финансовые вложения и сохранять сбалансированной структуру портфеля (как по активам, так и по пассивам),
- технология финансового менеджмента клиента, или система выработки и осуществления управляющих воздействий в рамках создания банковских продуктов, ориентированных на управление потоками клиентских финансовых ресурсов.
Риски проекта финансового менеджмента клиента
Основная задача финансового менеджмента клиента – это оптимизация потребностей клиента банка, т.е. выбор, по какому пути будет осуществляться менеджмент клиентских финансовых ресурсов.
Под бизнес-диагностикой клиента понимается качественная экспресс-оценка, экспресс-анализ хозяйственно-производственной ситуации клиента, оценка внутренней и внешней среды его функционирования и финансового состояния, что в совокупности позволяет сформировать концепцию проекта финансового менеджмента клиента.
Для того, чтобы оценить потребности клиента, его потенциальные возможности и риски, могут применяться различные диагностические методы. Одним из популярных подходов является SWOT-анализ, включающий в себя четыре компонента:
- недостатки,
- преимущества,
- ограничения,
- возможности,
обусловленные внутренними и внешними факторами функционирования предприятия-клиента.
Особенностью бизнес-диагностики для оценки рисков проекта финансового менеджмента клиента (по сравнению с традиционным анализом финансово-хозяйственной деятельности) является оценка не просто состояния бизнеса рассматриваемого экономического субъекта, а в тесной взаимосвязи и сопоставлении с рыночными условиями. Для ее проведения необходимо систематически анализировать рыночную инфраструктуру и хозяйственную ситуацию в той сфере, где клиент ведет свою деятельность. Глубина и масштабность проведения бизнес-диагностики зависит от конкретных обстоятельств взаимодействия клиента и банка.