Время как ресурс в менеджменте
Фактор времени в технологии менеджмента – это фактор, который должен приниматься во внимание при управлении любым процессом.
Традиционно в экономике выделяют следующие виды ресурсов:
- земля (и другие природные ресурсы),
- капитал (деньги и различное оборудование),
- труд,
- информация,
- предпринимательские способности.
Однако справедлив вопрос, не является ли время также ресурсом в человеческой деятельности. Даже на бытовом уровне мы часто слышим: «Мне не хватает времени». При ресурсном подходе возникает закономерный вопрос о соотнесении времени с другими ресурсами – и здесь тоже можно найти распространенные разговорные фразы, пословицы и поговорки, например: «Время – деньги». Понять эту фразу можно по-разному.
Под временем понимается последовательность изменений и длительность неких предметов и явлений.
Время – это неотъемлемый элемент в понимании процессов, именно оно характеризует движение. Если не брать во внимание время, в принципе невозможно понять технологию и процесс менеджмента, выявить их содержание и определить специфику.
Время интересовало людей с древних времен. Еще в античности его связывали с поступками богов. В современном менеджменте время фигурирует в трех качествах:
- как ресурс,
- как поле (среда),
- как характеристика деятельности, ключевые показатели которой связаны с фактами использования времени – интенсивностью, производительностью.
Любая деятельность может производиться исключительно благодаря тому, что имеется время. Соответственно, время можно рассматривать как ресурс, который следует рационально использовать и по возможности экономить. Однако время – это особый ресурс, все остальные ресурсы используются в его рамках. Это дает возможность охарактеризовать его как среду, в которой происходит деятельность.
Полемика состоит в том, можно ли явление одновременно рассматривать в трех ипостасях – как ресурс, среду деятельности и характеристику деятельности. Препятствием к признанию времени ресурсом служит и его нематериальность, и индивидуальность, выражающаяся через психологическое содержание.
Исследователи признают, что нематериальность не является критерием понимания ресурса. Так, информация сама по себе тоже не является материальной (материальным выступает носитель информации, но ее ценность выражается вовсе не в носителе: так, одна и та же информация может быть написана на бумаге или сохранена на жестком диске компьютера, от этого ее ценность не изменяется). Важный признак ресурса для времени – то, что человек в своей деятельности его расходует. Использование времени не может производиться в отрыве от других ресурсов, что порождает понимание его как поля для деятельности. Человек может не иметь материальных и финансовых ресурсов, но время будет доступно для него всегда. С другой стороны, время – это невосполнимый ресурс, и его вполне может быть недостаточно для чего-либо.
Поскольку время может быть признано ресурсом, оно должно выступать и одной из характеристик человеческой деятельности.
Использование времени в технологии менеджмента
Невозможно отрицать, что время крайне важно в технологии менеджмента. Однако признание важности – это еще не ответ на вопрос о способах использования времени, особенно с учетом описанных трех различных подходов к нему как явлению.
Вообще различные ракурсы восприятия типичны для многих категорий и сложных объектов, при этом сущность объекта изучения не меняется. К примеру, человек может быть рассмотрен как:
- социальное существо,
- биологический организм,
- особый вид животных,
- фактор функционирования окружающей среды.
Все эти качества далеко не синонимичны, в то же время они друг друга объясняют и дополняют. Аналогично можно говорить о понятии времени в менеджменте. По сути, большинство проблем совершенствования технологий сводится к тому, чтобы решить комплексную проблему «экономии времени»:
- как сократить цикл разработки управленческих решений (по возможности без снижения их качества и повышения стоимости),
- как обеспечить ритмичность в управлении,
- как обеспечить временную синхронизацию управленческих решений, связанных с разными проблемами,
- как интенсифицировать технологические процессы в рамках менеджмента.
Тенденция сжатия времени – это не чисто философская отвлеченная проблема, а ярко наблюдаемый в обычных факторах действительности и ситуациях процесс. К примеру, сокращается время между появлением идеи и ее реализацией на практике, ускоряется передача информации благодаря достижениям компьютерной техники, уменьшается срок актуальности техники (моральное устаревание часто наступает быстрее, нежели физический износ). В то же время сжатие времени порождает естественную диалектику развития, закладывая одновременно факторы замедления. Например, рост автопарка в городах (автомобильный транспорт достаточно быстрый, можно доехать в нужную точку за меньшее время, чем если идти пешком или пользоваться общественным транспортом) порождает пробки, которые увеличивают необходимое для достижение пункта назначения время.
Если говорить о технологии менеджмента, сжатие времени выражается в том, что первостепенным конкурентным преимуществом становится скорость принятия управленческого решения, экономия затрачиваемого на его разработку времени. Иногда потери от принятого несвоевременно решения выше, чем от принятого быстро неверного решения. Увеличивается скорость поиска и сбора информации – в первую очередь благодаря распространению Интернета.
В технологии менеджмента для экономии времени используются следующие подходы:
- повышение уровня организации технологического процесса, более четкое распределение заданий, функций, ответственности, операций,
- распараллеливание выполнения работ,
- ускорение отдельных операций за счет внедрения новых технологий,
- исключение ожиданий и очередности, обеспечение равномерности нагрузки на разные звенья системы управления, достижение ритмичности,
- регулярный анализ распределения и использования времени,
- приобретение времени (аутсорсинг).