Сущность этических норм поведения
Этика – это учение о морали и нравственности. Впервые данное понятие было употреблено Аристотелем, чтобы обозначить практическую философию, отвечающую на вопрос о том, что должен знать человек, чтобы поступать правильно.
Мораль – это структура этических ценностей, признаваемых человеком. Она выступает одним из важнейших способов нормативно регулировать общественные отношения, общение и поведение людей в самых разных сферах жизни общества – семье, быту, политике, науке, труду и пр.
Иными словами, отношения между людьми в процессе общения, регулируются этическими нормами. В широком смысле под этикой понимают систему универсальных и специфических нравственных требований и поведенческих норм, которые должны быть реализованы в процессе общественной жизни и деятельности. Такие нормы находят отражение в отношениях между людьми и обществом. Этические нормы базируются на общих поведенческих правилах, которые были выработаны людьми в процессе их совместной жизнедеятельности.
Этика деловых отношений
Этика деловых отношений – это прикладная научная отрасль, занимающаяся изучением факторов формирования и проявления в деловой сфере отдельных моральных критериев, норм и нравственных параметров в отношениях производителей и потребителей, служащих и руководства предприятия, торговцев и покупателей, компаний и общества, государства.
Сам вопрос о нравственной стороне организационной деятельности, связан с проблематикой выживания внутри конкуренции и коммерческого успеха с соблюдением всех морально-этических норм.
Один из значимых шагов в этом направлении – это принятая в 1994 году в Швейцарии, в городе Ко, Декларация Ко – «Принципы бизнеса». В данной Декларации была предпринята попытка объединения основ восточной и западной деловых культур. Инициаторы ее создания – руководители крупнейших национальных и транснациональных корпораций США, Западной Европы и Японии.
Главными принципами международного бизнеса были выделены:
- ответственность бизнеса от блага акционеров до блага его ключевых партнеров;
- экономическое и социальное влияние бизнеса;
- бизнес-этика: от закона к доверию;
- забота о природной среде;
- отказ совершать противозаконные действия.
Названные принципы определяли характер взаимоотношений мегасубъектов социальной и экономической общественных структур, то есть организаций, государств и общества в целом. Макроуровневый подход имеет особое значение для переходной экономики, когда идет перестройка всех основных институтов экономики. Если на макроуровне не соблюдаются этические принципы, то все усилия по решению частных этических проблем – бесполезны.
Основанные на общечеловеческих нормах и правилах поведения, этические нормы служебных отношений имеют свои отличительные особенности.
Этические нормы в деятельности организации
Работодателями уделяется большое внимание проблематике этики корпоративных и личностных взаимоотношений в процессе отбора персонала при приеме на работу, а также при непосредственном выполнении сотрудником его профессиональной роли. При этом профессиональная роль состоит не только из способностей выполнять должностные обязанности, но и навыков взаимоотношений с внешним окружением в ходе реализации зафиксированных профессиональных задач или функций для конкретной должности.
Этические нормы в организациях представляют ценности и этические правила, которые должны соблюдаться работниками организации при выполнении ими своих обязанностей. В правилах закреплены права, обязанности и ответственность за неисполнение обязанностей или превышение прав.
Этические правила, закрепленные в конкретной организации, должны быть приняты на общем коллективном собрании, чтобы работники воспринимали их как свои.
Правила могут крайне разница в зависимости от организации, часто они начинаются обращением руководителя к своим подчиненным. У принятых норм нет статуса нормативного правового акта, и за их нарушение не применяют юридические санкции и меры дисциплинарной ответственности.
Этикой трудовых отношений предполагается их оценка через такие понятия, как правильно-неправильно, справедливо-несправедливо, гуманно-негуманно, человечно-бесчеловечно, законно-незаконно, нарушает права – не нарушает прав и пр.
Использование этических норм и правил в корпоративных отношениях окружающие воспринимают благожелательно в любом случае, даже если у человека нет достаточно отработанных навыков применения правил этики. Эффект восприятия будет многократно усилен, если этичное поведение превратится в естественное и ненарочное. Это происходит в том случае, когда этические правила превращаются во внутреннюю психологическую потребность человека.
К общепринятым этическим принципам относят:
- золотое правило менеджера – никогда в рамках служебного положения не допускать относительно своих подчиненных, руководства, клиентов и др., поступки, которые не хотел бы видеть по отношению к себе;
- авансирование доверием – внутри коллектива создаются благоприятные условия для принятия решений и их реализации, когда каждый человек получает максимум доверия к своему потенциалу, квалификации и ответственности;
- право на свободу служебного поведения, поступков и действий – предполагает свободу в рамках законодательства государства, а также в рамках, не выходящих за границу свободы других менеджеров или рядовых сотрудников;
- справедливость владения или приобретения полномочий, ответственности, права распоряжаться ресурсами разных типов, при определении сроков выполнения работ и пр.
Иными словами, соблюдение этики деловых отношений – это один из основных критериев при оценке профессионализма, как каждого отдельного сотрудника, так и целостной организации.