Понятие экономических методов менеджмента
Экономические методы менеджмента – комплекс приемов и способов управления, который основан на использовании экономических законов, интересов и системы, связанных между собой экономических показателей, норм и нормативов.
Экономические методы - это средство развития производства и товарного обмена в условиях рыночной экономики, которые должны соответствовать социально-экономической природе организации.
Важность и первостепенность экономических методов менеджмента в условиях рынка обусловлены тем, что любые отношения процесса менеджмента в первую очередь определяются экономическими отношениями и всегда сводятся к управлению интересами через интересы и посредством интересов.
Основной отличительной чертой современных экономических методов менеджмента является то, что они направлены на то, чтобы поощрять деятельность предприятия, исходя из его эффективности и экономии ресурсов.
В литературе выделяют также основные экономические нормативы деятельности предприятия, которые используются в экономических методах управления:
- удельный вес продукции, которая способна конкурировать рынке;
- норма рентабельности для каждого конкретного вида продукции;
- показатель оборачиваемости оборотных средств;
- показатель производительность труда;
- показатель капиталоотдачи инвестиций;
- показатель фондовооруженности труда;
- удельный вес рабочих специалистов в общей численности сотрудников организации;
- уровень автоматизации управления и производства.
Основой разработки этих нормативов являются маркетинговые исследования, анализ и прогнозирование самых главных показателей качества и емкости ресурсов организации и ее конкурентов, а также организационного и технического уровня производства.
Виды экономических методов менеджмента на предприятии
-
Коммерческий расчет
Данный расчет соизмеряет затраты и результат с целью обеспечения прибыльности производства. Главным отличительным свойством коммерческого расчета является то, что в рамках него обязательным условием является получение прибыли и требуемый собственниками предприятия уровень рентабельности.
-
Цены и ценообразование
Наиболее часто используемым является метод ценообразования по принципу «полных издержек», согласно которому уровень цены устанавливается с учетом производственных издержек и желаемой нормы прибыли.
-
Финансирование
Источники формирования финансовых ресурсов:
- собственные средства;
- привлеченные с финансового рынка средства;
- средства, которые поступают в качестве дополнительных доходов – возмещения, проценты, дивиденды, субсидии.
-
Кредитование
В рамках метода кредит рассматривается как инструмент увеличения собственных средств и как инструмент улучшения состояния потребительского рынка.
-
Налоговая система
Российские предприятия уплачивают разные виды налогов, причем одни из них за счет валового дохода, другие – непосредственно из прибыли.
-
Страхование
Страхование функционирует в сфере перераспределительных отношений и выполняет следующие функции: рисковая, предупредительная, сберегательная, контрольная.
-
Маркетинг
При помощи этого метода изучается и учитывается спрос и требования рынка с целью обоснованного выбора ориентации производства на выпуск заранее определенных объемов конкурентоспособной продукции с определенными потребительскими свойствами.
-
Административно-правовые методы менеджмента
Определение 3Административно-правовые методы менеджмента – совокупность средств административного и правового воздействия на отношения людей в процессе производства.
Эти методы выполняют вспомогательную роль в системе рыночных отношений.
Опорные системы административно-правовых методов:
- законодательные акты;
- нормативно-директивные и методические документы предприятий и вышестоящих организаций, которые обязательны к применению;
- планы, программы, задания предприятия;
- система оперативного руководства.
Виды административно-правовых методов менеджмента:
- организационное воздействие;
- распорядительное воздействие;
- организационно-распорядительное воздействие.