Сущность диверсификации
Диверсификация – это увеличение разнообразия ассортимента изготавливаемой продукции, переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств, осуществляемые с целью повышения конкурентоспособности и эффективности производства,
Для устойчивого развития экономики необходимо крепкое промышленное производство. Устойчивая экономика обеспечивает безопасность и благосостояние населения. Состояние экономики зависит в первую очередь от ее основных отраслей. В условиях нестабильности все больше компаний начинают прибегать к механизмам диверсификации. На развитие диверсификации влияют следующие условия:
- конкурентоспособность,
- необходимость в интенсификации,
- неравномерное распределение инвестиционного капитала,
- гармонизация отраслей, в частности промышленного сектора.
Диверсификация позволяет усилить экономическую безопасность государства за счет расширения ассортимента производства в рамках одного концерна. Диверсификация применяется для повышения эффективности предприятия. Особенно это важно, когда компания выходит на мировой рынок.
Существенные коррективы в процесс диверсификации вносит глобализация мирового хозяйства. Это связано с существенным усилением международной конкуренции. В связи с этим появилась необходимость в поиске новых направлений для развития экономики и перепрофилирования производств.
На сегодняшний день государственная политика направлена на поиск новых направлений в развитии мировой экономики. Новые направления не должны противоречить процессам экономики. Приоритетным направлением развития экономики за последнее десятилетие является диверсификация и развитие инфраструктуры. В частности, диверсификация производства, что является стимулирующим направлением во время кризиса.
Диверсификация структуры позволяет преодолеть нарастающий кризис отечественной промышленности. Для выхода из кризиса требуется серьезное увеличение капитальных вложений. В связи с этим диверсификация позволяет сориентировать предприятия на замену устаревших фондов.
Диверсификация на предприятии
Современный мировой кризис заставил предприятия изменить корпоративную стратегию. Выход международной компании на экономический рынок усложнился. Прежние условия позволяли увеличивать конкурентоспособность за счет отраслевой специализации. Однако рыночная экономика в мире резко изменилась, в связи с этим изменилась структура потребностей. Конкуренция возросла и достаточно сильно изменилась за последние время. Появились новые и приоритетные направления.
Значительно вырос рынок «малой энергетики», в связи с чем повысился спрос на продукцию этого сектора. Эти обстоятельства заставляют организации искать новых поставщиков и осваивать новые производства, которые зачастую не отвечают профилю компании. В связи с этим специализация проходит процесс диверсификации. При этом в процессе диверсификации расширяется номенклатура продукции и каналы сбыта. Основными производствами, которые подвергаются диверсификации в России, являются:
- машиностроение,
- энергетика,
- нефтяная промышленность.
Диверсификация способствует корпоративному объединению и укреплению производственного организма и связей между его предприятиями. Данный способ позволяет внести эффективный менеджмент в деятельность компании.
Стратегии диверсификации
На корпоративном уровне различают две стратегии диверсификации. Первая стратегия концентрируется на одной области производства, вторая стратегия производит диверсификацию в другие отрасли. Диверсификация деятельности позволяет вытеснить на второй план массовое производство однородной продукции. Одной из целей этого метода диверсификации является увеличение прибыли на производстве, но это не основная цель диверсификации. Под основной целью метода понимают укрепление производства на мировом рынке и повышение конкурентоспособности.
Метод диверсификации позволяет расшить спектр возможностей организации. В литературе различают несколько стратегий диверсификации: вертикальная, горизонтальная и латеральная:
- Горизонтальная диверсификация подразумевает расширение номенклатуры изделий и поиск новых рынков.
- Вертикальная диверсификация подразумевает включение в отлаженное производство новых стадий.
- Латеральная диверсификация подразумевает освоение новых производств, которые не свойственны для отрасли.
При использовании латеральной стратегии диверсификации можно существенно изменить профиль компании. Последний вид диверсификации является самым радикальным, но и наиболее эффективным методом. Более умеренная диверсификация – вертикальная и горизонтальная. Но, несмотря на низкие риски первых двух стратегий диверсификации, перед их внедрением необходим детальный анализ возможных вариантов. Выбирается наиболее эффективный метод с малой капиталоемкостью.
Диверсификация позволяет компенсировать цены и снижать затраты. Механизм позволяет создать условия для повышения конкурентоспособности. По стоимости диверсификация производства должна быть ниже, чем обычная сумма составляющих. Но при этом диверсификация должна быть разумной, и перед ее внедрением необходимо просчитать все возможные риски. Успешность диверсификации достигается только при условии, что она выгодна предприятию. Для этого производству необходимо искать возможности для разделения производства, реализовывать взаимосвязь между его структурными подразделениями. Слабая связь может оказать негативное воздействие на технологический процесс жизненного цикла.
В условиях экономического кризиса многие российские компании занялись диверсификацией собственного производства, многие полностью перепрофилировали свою деятельность. К сожалению, за счет многих факторов развития не все производства смогли выявить новые сферы деятельности и поэтому не смогли повысить эффективность. Но с каждым годом успех диверсификации отражается на основных отраслях российской промышленности.