Общая характеристика обратной вертикальной интеграции
Стратегия обратной вертикальной интеграции – это вариант развития фирмы, основанный на приобретении или усилении контроля над компаниями, поставляющими ресурсы.
Вертикальную интеграцию проводят следующим образом: компания объединяется со структурами, которые находятся выше или ниже (впереди или позади) нее в цепочке создания ценностей. Таким образом, можно присоединить как поставщика, так и компанию-посредника между анализируемой организацией и потребителем. Это порождает две формы вертикальной интеграции:
- обратная вертикальная интеграция (интеграция назад, или интеграция вниз). В таком варианте приобретению или усилению контроля подлежат поставщики,
- прямая вертикальная интеграция (вперед идущая вертикальная интеграция, или интеграция вверх). В этом варианте организация приобретает или усиливает контроль над теми структурами, которые находятся между ней и конечными потребителями (например, может создаваться сеть фирменных магазинов от предприятия, что позволяет отказаться от услуг посредников в ретейле).
Наряду с вертикальной интеграцией вперед и вертикальной интеграцией назад встречается сбалансированная вертикальная интеграция, когда компания ставит себе цель контролировать все компании в производственной цепочке – начиная от добычи сырья и заканчивая непосредственной реализацией потребителям. Однако развитые рынки характеризуются эффективными механизмами, из-за которых эта разновидность интеграции становится избыточной. Полные вертикально-интегрированные холдинги чаще встречаются на олигополистических или монополитистических рынках.
Рассмотрим ситуацию на примере. Если производитель пельменей поглощает завод по производству муки (скупает его акции, покупает активы или организует перекрестное владение собственностью), реализуется стратегия вертикальной интеграции (точнее, стратегия обратной вертикальной интеграции, поскольку приобретаемая компания более отдалена от конечного потребителя, чем инициатор интеграции, по цепочке создания ценности). А если производитель пельменей купит супермаркет, то будет иметь место интеграция вперед – приближающая к конечным потребителям. Вообще в агропромышленном комплексе вертикальная интеграция весьма распространена. Предприятия перерабатывающей подотрасли часто приобретают сельскохозяйственные предприятия соответствующего профиля (например, молочные заводы – молочного скотоводства, мясокомбинаты – мясного скотоводства и т.д.).
Под вертикальной интеграцией понимают долгосрочную стратегию поглощения поставщиков ресурсов (сырья, материалов) или промежуточных потребителей продукции предприятия.
По глубине вертикальная интеграция бывает:
- полная интеграция сбытовой и производственной деятельности. В таком случае организация самостоятельно выпускает все нужные полуфабрикаты и материалы, сама продает готовую продукцию,
- частичная интеграция сбытовой и производственной деятельности. В этой схеме организация частично сама изготавливает (или реализует) продукцию, а частично изготавливает (или реализует) ее через другие компании,
- квазиинтеграция, которая состоит в формировании альянсов (союзов) между заинтересованными в интеграции компаниями, при этом переход прав собственности не осуществляется.
Преимущества и недостатки обратной вертикальной интеграции
Как и любая другая стратегия, обратная вертикальная интеграция имеет преимущества и недостатки (иными словами, дает дополнительные возможности развития, но в то же время таит в себе риски).
К преимуществам проведения вертикальной интеграции можно отнести:
- стабилизацию хозяйственных связей. Если «чужое» предприятие может отказаться от сотрудничества или существенно изменить его условия (так, что работать станет невыгодно), то свое будет стабильно участвовать во взаимодействии,
- гарантированность поставок. На входящее в общую систему предприятия можно воздействовать через общее руководство – возможностей контроля независимой компании намного меньше,
- контроль над ресурсами,
- ускорение оборота капитала. В рамках холдинга не возникает задержек платежей (либо они делаются осознанно в целях финансовой оптимизации и выравнивания потоков),
- доступ к передовым технологиям,
- улучшение контроля качества. Когда производство ориентируется в основном под одного заказчика (а он преимущественно пользуется сырьем одного поставщика), можно синхронизировать требования к качеству, учесть все нюансы и особенности производственных процессов,
- снижение издержек благодаря уменьшению коммерческих расходов,
- использование синергетического эффекта.
Основными опасностями, с которыми компания сталкивается при внедрении стратегии вертикальной интеграции, являются:
- устранение внутри объединения действия рыночных сил. Между компаниями используются не рыночные, а трансфертные (условно-расчетные) цены. Из-за этого теряются все достоинства конкуренции, искажается расчет рентабельности по отдельным предприятиям, тормозится снижение издержек за счет внедрения новейших достижений науки и техники,
- потеря гибкости и отставание в применяемых технологиях из-за отсутствия возможности смены поставщика. Если предприятие не устраивает что-то в работе с внешним поставщиком, оно может перейти к конкурентам – со «своим» поставщиком это сделать намного сложнее,
- потеря возможности увеличить объем производства в отдельном структурном подразделении из-за того, что конечным ориентиром служит объем производства продукции для потребителя (а не промежуточной продукции) и имеются «узкие места». Правда, существует вариант продажи полуфабрикатов на сторону,
- неоправданный рост инвестиций в дочерние компании, если рыночная цена оказывается ниже, чем стоит производство промежуточной продукции внутри корпорации.