Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Cистема менеджмента качества

Понятие системы менеджмента качества

Определение 1

Система менеджмента качества – это элемент общей системы управления, функционирующий в целях обеспечения стабильного качества выпускаемой продукции или оказываемых услуг.

Выделяют два подхода в методологии систем менеджмента качества:

  • системный подход,
  • процессный подход.

Принцип системности заключается в том, что управление компанией производится в предположении, что она представляет собой системы процессов, находящихся в тесной взаимосвязи и направленных на достижение целей предприятия.

Процессный подход применяется для выделения процессов, которые сильнее всего влияют на достижение цели. При этом подлежат идентификации:

  • входы процессов,
  • выходы процессов (выходы одних процессов часто становятся входами других),
  • заказчики (внутренние и внешние),
  • поставщики и прочие заинтересованные стороны (стейкхолдеры).

От процессов, выполняемых в рамках жизненного цикла продукции предприятия, зависит построение его организационной структуры. Все процессы для каждого из компонентов структуры подлежат документированию. Подтверждением эффективности функционирования каждого уровня системы менеджмента качества служат данные о качестве. Итак, в современную систему менеджмента качества входят:

  • организационная структура предприятия,
  • структура документации,
  • информационная структура,
  • влияющие на качество процессы.

Все компоненты должны быть взаимосвязаны, охватывать организацию и процессы с достаточной полнотой.

Аудит системы менеджмента качества

Одними из важных вопросов функционирования предпринимательства является вопрос системы качества и внутреннего аудита на предприятии. На сегодняшний день внутренний аудит актуален во всем мире. Его развитию уделяют большое внимание, внедряются различные подходы по управлению качеством. Система проверки является достаточно действенным инструментом, которая повышает эффективность компании.

«Cистема менеджмента качества» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Раньше под внутренним аудитом многие понимали внутренний контроль на предприятии. Внутренний аудит на современном этапе понимают, как часть информационного пространства.

Определение 2

Аудит – это систематический, независимый документированный процесс получения свидетельств проверки – аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита – проверки.

Различают три вида аудита качества при осуществлении проверки:

  1. Аудит системы менеджмента качества (СМК),
  2. Аудит, ориентированный на процессы СМК (аудит процессов),
  3. Аудит, ориентированный на продукцию (аудит продукции).

У каждого вида аудита свое назначение.

Аудит СМК отвечает за результативность всей СМК. В результате проверки подвергаются анализу все документы СМК, нормативные требования, а также соответствующие мероприятия по обеспечению качества на предприятии. Основная цель, которой придерживается данная проверка, является регистрация фактического состояния системы, выявление «узких мест» и «активирование» правильного отношения сотрудников к существующим предписаниям. Данный аудит позволяет убрать барьер у сотрудников со сложившимися стереотипами о проверке, как неизбежного следствия выявления виновников и установленных мер наказания.

Во время аудита в основном комбинируется аудит процессов и продукции.

Второй вид аудита – это аудит процессов. Он предназначается для проверки процессов в СМК. Во время проверки анализируется процесс и продукция и их характеристики, которые должны соответствовать требованиям нормативных документов и технических спецификаций, а также потребителей. В зависимости от результата принимаются решения по улучшению качества процессов. Нормативные документы, используемые при проверке это – инструкции, документированные процедуры СМК. Если рассматривать на примере, то к аудиту процессов можно отнести проверку соблюдений технологических параметров, параметров производительности и качество процессов.

Третий вид – это аудит качества. Данный аудит касается качества выпускаемой продукции. Производится взаимосвязь между качеством продукции и требованиями потребителей, оценивается технологическая документация после чего дается заключение о состоянии документации. Аудит этого вида может осуществляться на разных этапах выпуска продукции. Аудит осуществляет контроль не только продукции, но и основной деятельности СМК. Цель данного аудита в проверке характеристик продукции, отвечающей стандартам качества, то есть качество предоставляемой услуги или товара. Если в ходе проверке выявляется изменчивость характеристик качества, то выполняются меры по предотвращению изменчивости процессов.

Совершенствование систем менеджмента качества

Основным фактором поддержания вовлеченности сотрудников организации является заинтересованность высшего руководства в развитии и эффективности СМК, причем не формальная, а заряжающая уверенностью в необходимости совершенствования, реализованная через постановку целей и задач как для всего бизнеса, так и для основных процессов.

Для того чтобы внутренние аудиты были результативны, выборку подразделений для обследования предлагается применять по интуитивному методу «равномерность усилия вспахивания».

При проведении обследований необходимо уделять внимание слабым элементам в системе, имеющим высокий риск появления несоответствия.

Цель внутреннего аудита – анализ соответствия системы управления предприятия внедренным стандартам, а не поиск ошибок в работе сотрудников. Найденное соответствие так же важно, как и обнаруженное несоответствие. Проведение внутреннего аудита является школой управленческого резерва. Внутренний аудит может принести реальную пользу только в том случае, если заинтересованные стороны вкладывают одинаковый смысл в понятие пользы, которую должен приносить внутренний аудит, и имеют схожие ожидания от деятельности внутреннего аудита.

Дата написания статьи: 15.07.2019
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot