Понятие бережливого производства и его принципы
Бережливое производство – это особый процесс организации и осуществления производства товаров и услуг, в ходе которого производство имеет свойство увеличиваться, а приложенные усилия и затраченные ресурсы – уменьшаться. В рамках бережливого производства качество товаров и услуг остается на высоком уровне и полностью удовлетворяет ожидания потребителей.
В рамках бережливого производства перед экспертами стоит важная задача. Она состоит в том, чтобы устранить любые виды потерь, которые относятся к первому и второму роду, а также выстроить качественные процессы внутри предприятия. Идея системы такого типа производства принадлежит Тайити Оно. Эксперт ориентировался на стабилизацию и оптимизацию производства в послевоенный период, а у местных жителей начал повышаться интерес к овладению автомобилем. Некоторые модели авто имели невысокий спрос, и поэтому закупать их было нецелесообразно, в связи с чем японцы по большей части хотели приобрести грузовики, легковые автомобили и средства транспорта, которые могли бы перевозить легкие грузы.
Поскольку потребность постоянно повышалась, то японские экономисты научились разрабатывать модели поведения в сложившихся ситуациях и предложили конкретную стратегии. Они предположили, что необходимо разрабатывать различные модели авто в зависимости от спроса на каждую из них. Даже низкий спрос мог найти отклик в предложении, учитывая тот факт, что раньше многие автомобильные заводы занимались массовым производством продукции.
Ключевая мысль бережливого производства сводится к тому, что бизнес-процессы должны постоянно совершенствоваться, и в них необходимо вовлечь всех сотрудников организации. Максимальная ориентация на потребности клиентов позволит прогнозировать спрос на определенные товары и услуги, соответственно производство будет нацелено на создание действительно востребованных товаров и услуг. Соответственно, компания не будет производить те товары, которые не смогут в дальнейшем окупиться, ресурсы будут сохранены, что благоприятно скажется на экономическом состоянии компании и на состоянии клиентов.
Бережливое производство ориентируется на несколько значимых принципов:
- Ценность. У потребителя всегда есть собственные ценности. За них он готов платить компании, получая за эти деньги то, что удовлетворит его потребности и пожелания. В современном обществе очень востребованы новые технологии и инновационные продукты. Ценности клиентов изучаются с помощью различных методов, среди которых опросы, интервьюирование и популярная веб-аналитика.
- Формирование потока создания ценностей. Ценности клиента полностью влияют на ценность определенного товара или услуги. Формирование потока осуществляется специалистами. Есть ненужные товары, а есть процессы неценные, но необходимые. Ненужные сводятся к минимуму, их производство должно обязательно регулироваться и контролироваться, а в свою очередь покупатели получают только необходимые товары и услуги.
- Построение непрерывного потока создания ценностей. Работа должна осуществляться постоянно, без задержек. Каждый этап отрегулирован, может быть разделен на несколько других этапов. Выравнивается рабочая нагрузка, применяются новые технологии. По факту, каждое действие ведет к тому, что ценность повышается.
- Вытягивание потока. На каждом производстве есть запасы материалов и ресурсов. Если они заканчиваются, то происходит кризис. Соответственно, один из основных принципов состоит в том, что поток должен вытягиваться, необходимо постоянно регулировать его, прогнозировать возможные негативные последствия.
- Стремление к совершенству. В данном случае речь идет об регулировке процессов воссоздания определенных товаров и услуг и создании такого потока бережливого производства, в котором производство будет улучшаться с качественной и количественной точек зрения.
Поддержание указанных принципов осуществляется экспертами в области планирования и менеджмента. Как правило, они занимаются изучением отрасли бизнеса, спроса и предложения на товары и услуги, выявляют основные перспективные направления развития и акцентируют внимание на том, какие ценности и в какой период времени могут быть актуализированы. Также эксперты обладают достаточными навыками картирования потоков создания ценности.
Карта потока создания ценности
Карта потока создания ценности – это специальная упрощенная схема, которая выполнена в виде графических показателей. В ней отражены информационные и материальные потоки, которые необходимы для того, чтобы товар стал ценным для потребителя и пользовался особой востребованностью.
Картирование подразумевает визуализацию, поскольку в графических изображениях намного проще обнаружить причинно-следственные связи, выявить закономерности, сильные и слабые стороны товаров и брендов. Картирование может удовлетворять нескольким условиям и отвечать на несколько важных вопросов:
- Как есть?
- Как должно быть?
- Как будет?
Инструмент бережливого производства отображает материальные и информационные потоки, которые задействованы в процессе создания конкретной ценности. Время выполнения работы – это и есть время, которое затрачено на создание ценности. В процессе актуализируются действия, которые необходимы для того, чтобы создать действительно важный и необходимый пользователям продукт. Картирование соответствует нескольким этапам, и соблюдаются они по очереди. В противном случае, если не соблюден один или несколько шагов, то картирование упустит значимые вопросы в создании ценности.
В первую очередь выбирается сам продукт, определяются цени работы экспертов. Путь продукта отслеживается от первого этапа до начала производства. Создается карта, в которой отражены стандартизированные виды работ. Следует помнить о том, что продукт всегда подвижен, соответственно его перемещения фиксируются в карте. Производятся замеры операций, карты учета времени заполняются для того, чтобы выявить, сколько было затрачено усилий на создание той или иной операции и осуществление разнообразных действий. Определяется количество продуктов, эксперты предлагают свои варианты продвижения этих продуктов. Шкала временных циклов отражает, на каком этапе продукт становится еще ценнее.
Конечно, в картировании важную роль играет работа экспертов и исследователей, а также экономистов. В прогнозировании и временных обозначениях необходимо учитывать финансовые затраты на те или иные нужды и события. Готовый проект еще раз утверждается и реализуется на практике, могут проходить полевые исследования, чтобы протестировать результативность и эффективность выбранного направления.