Характеристика изменений физических показателей у детей
Развитие физических качеств у детей происходит гетерохронно, то есть разные физические показатели достигают наибольшего развития в разные возрастные периоды, называемые сенситивными.
Общая характеристика развития физических качеств у детей:
- Время, необходимое для осуществления простой двигательной реакции, у детей 2-3 лет составляет 0,6–0,8 с, у детей в возрасте 5–7 лет этот показатель сокращается и в среднем составляет уже 0,3–0,4 с (что пока еще вдвое больше, чем его величина у взрослых). Изначально и до периода дошкольного возраста включительно показатели быстроты у мальчиков и девочек не отличаются, а начиная с младшего школьного возраста, у мальчиков они становятся лучше. В период с 5 до 10 лет время реакции у девочек сокращается с 287 до 231 мс, а у мальчиков - с 286 до 203 мс. Улучшение времени реакции различных мышечных групп происходит неравномерно, а величины этого показателя определяются врожденными свойствами нервной системы каждого ребенка, то есть его индивидуально-типологическими особенностями.
- Скорость одиночного движения. Этот показатель также отличается в разном возрасте и у разных мышечных групп. В возрасте 4-5 лет скорость одиночного движения мышц конечностей больше у проксимальных частей, чем у дистальных. Начиная с 6–7 лет, этот показатель, наоборот, становится больше у мышц дистальных сегментов конечностей. Так, если в возрасте 4–5 лет наибольшая скорость одиночных движений мышц конечностей присуща мышцам бедра и плеча, то в 6–7 лет начинает нарастать скорость движений пальцев.
- Максимальный темп движений. Этот показатель постепенно возрастает на протяжении дошкольного и младшего школьного возрастных периодов, увеличиваясь за это время в 1,5–2 раза. При этом у мальчиков он прогрессирует особенно интенсивно. В препубертатном периоде (примерно в 10–11 лет) прирост величины этого показателя временно замедляется. Несколько отличается от других показателей этой группы скорость бега, у девочек и мальчиков до 10–11 лет она примерно одинакова. А в препубертатном периоде у мальчиков она возрастает примерно в 1,5 раза.
Сила мышц у ребенка 4–5 лет в 9-14 раз меньше, чем у взрослых, а вес мышечной массы - меньше в 7–8 раз. У новорожденных мышечная масса составляет 23 % от всей массы тела, к 7–8 годам этот показатель увеличивается до 27 % (у нетренированных взрослых он составляет 44 %, у спортсменов – от 50 % и более). Наибольший прирост мышечной силы отмечается с 14 лет (после переходного периода):
- Абсолютная мышечная сила умеренными темпами нарастает в течение дошкольного и младшего школьного периода. Ее прирост обусловлен общим увеличением мышечной массы, развитием быстрых мощных волокон в составе мышц и увеличением силы и толщины отдельных мышечных волокон. Эти процессы в различных мышечных группах происходят неравномерно.
- Относительная мышечная сила до достижения ребенком школьного возраста практически не изменяется. Это связано с тем, что прирост мышечной силы происходит параллельно приросту массы тела и не превышает его вплоть до возраста 6–7 лет, в этот период относительная сила начинает увеличиваться.
У детей в возрасте 5–6 лет мышцы рук и ног заметно слабее, чем у детей 7-8 лет. В целом у детей дошкольного возраста сила мышц туловища преобладает над силой мышц конечностей.
Сенситивные периоды развития
Термин “сенситивные периоды” чаще употребляется в отношении развития психологических навыков.
Сенситивные периоды развития - это периоды жизни ребенка, наиболее благоприятные для формирования и эффективного развития у него каких-либо психологических свойств и видов поведения.
Итальянским педагогом, автором уникальной методики раннего развития ребенка, Марией Монтессори у детей ранних возрастных групп были выделены следующие сенситивные периоды:
- период восприятия порядка (0-3 года);
- период сенсорного развития (0-5,5 лет);
- период развития речи (0-6 лет);
- период развития действий и движений (1-4 года);
- период восприятия маленьких предметов (1,5-6,5 лет);
- период развития социальных навыков (2,5-6 лет).
Для развития определенных физических качеств и навыков также существуют свои сенситивные периоды.
В течение этих периодов организм наиболее чувствителен к различным внешним воздействиям, как негативным, так и благоприятным.
Положительные влияния на организм в сенситивные периоды способствуют оптимальному проявлению его наследственных возможностей, то есть формированию определенных способностей, изначально находящихся в виде врожденных задатков.
Поэтому грамотные тренировочные воздействия наиболее эффективны именно в сенситивные периоды (так как благодаря более выраженному развитию физических качеств (выносливости, силы, быстроты и др.) организм быстрее адаптируется к физическим нагрузкам, а его функциональные резервы развиваются в наибольшей степени).
Негативные же влияния, наоборот, приводят к задержке и нарушению физического и психического развития, перенапряжению функциональных систем, в первую очередь, нервной системы.
В развитии различных физических качеств сенситивные периоды проявляются гетерохронно:
- Гибкость особенно бурно развивается, начиная с 3-4 лет, и до 15лет.
- Ловкость следует начинать развивать в возрасте 7-10 лет и до 13-15 лет.
- Быстрота движений, скоростно-силовые возможности. Для развития этих физических качеств сенситивным периодом является возраст 11-14 лет (максимум приходится на 15 лет).
- Мышечная сила. Оптимальным периодом для развития абсолютной мышечной силы является возраст 14-17 лет (максимум отмечается в 18-20 лет).
- Общая выносливость. Это качество оптимально развивать в возрасте15-20 лет (максимум возможностей приходится на 20-25 лет).
Как уже было сказано, применение средств и методов физического воспитания будет сопровождаться наилучшим тренирующим эффектом именно в течение сенситивных периодов, а использование тех же средств и объемов тренировочных нагрузок в последующие периоды уже не будет приносить подобного прироста физических качеств.