Основные разделы фармации
Фармация — это система научных знаний и практической деятельности, посвященная изготовлению, исследованию, стандартизации, отпуску и хранению лекарственных средств. Фармация — научная основа организации, управления и экономики фармацевтической службы.
Основные разделы фармации:
- фармакогнозия — изучает лекарственные растения, их особенности, производимые эффекты и др.;
- фармацевтическая химия — изучает спрос, вопросы реализации лекарственных, диагностических, профилактических и реабилитационных средств через аптеки, рассматривает вопросы организации лекарственной помощи населению;
- фармацевтическая технология — разрабатывает и внедряет научные основы изготовления и производства лекарственных средств.
Квалификационная характеристика фармацевта
Фармацевт — это специалист в области фармацевтики, имеющий соответствующее медицинское (фармацевтическое) образование, знающий особенности лекарств (свойства, взаимодействия, эффекты) и специализирующийся на приготовлении лекарственных препаратов.
Фармацевты осуществляют профессиональную деятельность в аптечных организациях, научно-исследовательских институтах, лабораториях, учреждениях, занимающихся сбором и обработкой лекарственных растений.
Квалификационная характеристика фармацевта содержит необходимый объем знаний, навыков, требований к базовой подготовке, должностные обязанности специалиста. Квалификационная характеристика фармацевта оформлена Приказом Министерства здравоохранения № 541 от 23.07.10.
Должностные обязанности фармацевта:
- изготовление лекарственных препаратов;
- прием рецептов и отпуск по ним лекарств;
- отпуск изделий медицинского назначения;
- приемка товаров;
- распределение товара по местам хранения и обеспечение условий хранения;
- проведение информационной и санитарно-просветительской работы (оказание консультативной помощи).
Фармацевт должен знать правила работы, законы и иные нормативные акты. Квалификация фармацевта — среднее профессиональное образование по специальности «Фармация» без предъявления требований к стажу работы.
Квалификационная характеристика младшего фармацевта. Младший фармацевт должен знать основы организации фармакологической службы, стандарты деятельности, должностные инструкции, правила внутреннего распорядка, основные нормативно-правовые акты и т. д.
Должностные обязанности младшего фармацевта:
- участвует в приемке и размещении товара;
- осуществляет реализацию предметов ухода за больными, санитарии и гигиены, медицинских изделий, лекарственных трав;
- обеспечивает контроль за сроками годности и хранение медицинских изделий и лекарственных трав;
- проводит информационную и санитарно-просветительскую работу.
Регулярно фармацевты проходят аккредитацию специалиста, процедуру определения соответствия лица, получившего фармацевтическое образование, требованиям к осуществлению фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста проводится специально созданной аккредитационной комиссией не реже 1 раза в пять лет. В РФ предусмотрена реализация концепции непрерывного фармацевтического образования, что предусматривает прохождение курсов повышения квалификации, участие в конференциях, семинарах и т. д.
Этический кодекс фармацевта
Этический кодекс фармацевта — это совокупность морально-нравственных и этических норм и принципов поведения фармацевта при оказании квалифицированной, своевременной и доступной фармацевтической помощи.
Принципы этического кодекса фармацевта:
- Основная обязанность фармацевта — забота о благе каждого пациента. Фармацевт должен быть объективным, способствовать реализации права человека на эффективное и безопасное лечение, ставить благополучие и здоровье человека выше коммерческих или личных интересов.
- Фармацевт должен соблюдать законодательство, придерживаться высоких профессиональных стандартов, хранить честь и достоинство своей профессии.
- Фармацевт должен проявлять одинаковое отношение ко всем пациентам, не выделяя лиц по национальным, расовым, религиозным, социальным или политическим признакам.
- Фармацевт должен уважать право пациента на свободу выбора методов и способов лечения, достоинство и самостоятельность клиента, его право быть информированным о решениях, связанных с его лечением.
- Фармацевт уважает и защищает право пациента на конфиденциальность.
- Фармацевт уважает профессиональные способности и систему ценностей коллег и других специалистов, сотрудничает с ними. Фармацевт является активным участников лечебного процесса, помогает врачу в выборе, назначении и применении лекарственного препарата. В пределах своей компетенции фармацевт дает консультации по свойствам лекарственных средств, их фармакологическим и химическим аналогам.
- Фармацевт должен проявлять надежность и честность в своих профессиональных взаимоотношениях.
- Фармацевт работает во благо каждого отдельного человека и общества в целом, он уважает доверительные взаимоотношения, складывающиеся между ним и клиентом, он несет моральные обязательства в ответ на доверие, оказанное пациентом.
- Фармацевт постоянно развивает и поддерживает свои профессиональные навыки и знания.
- Фармацевт должен обеспечить непрерывность оказания фармацевтической помощи и услуг при возникновении конфликта на основе личных убеждений, во время рабочих споров или при закрытии аптеки. При наличии таких ситуаций фармацевт должен направить клиента к другому специалисту.
- Фармацевт отвечает за качество лекарственной помощи.
- Фармацевт вносит свой позитивный вклад в нужды социальной медицины и развитие системы здравоохранения.
Фармацевт не должен соглашаться работать в условиях, компрометирующих его профессиональную независимость, компетентность и честность, не должен навязывать другим фармацевтам подобных условий. Злоупотребление положением и знанием несовместимо с профессией фармацевта.