Репродуктивный процесс – это процесс воспроизведения человека, который начинается зачатия эмбриона и продолжается все время вынашивания плода.
Зачатие и его особенности
С точки зрения биологического компонента успешность зачатия, течения беременности и родов во многом зависит от психического и физического здоровья потенциальны родителей. Кроме того, имеет значение специфика наследственного фактора, материального благосостояния семьи, особенности профессиональной деятельности, даже социально-бытового положения.
Также на особенности зачатия влияет возраст родителей, так как с его увеличением возрастает риск возникновения хромосомных заболеваний. Помимо того, течение репродуктивного процесса напрямую зависит от того, каким образом произошло зачатие: было оно случайным или запланированным.
Зачатие – это возникновение беременности, т. е. процесс, обусловленный актом оплодотворения, после которого начинается развитие нового организма в теле матери, и, следовательно, наступает беременность.
Многие исследователи утверждают, что на течение беременности существенно влияет эмоциональное состояние женщины и мужчины, которое характерно для периода зачатия или планирования зачатия.
Многие психологи придерживаются мнения о том, что ситуация зачатия человека существенно влияет на его последующую судьбу. Эти ученые называют ситуацию зачатия «зачаточной установкой», которую необходимо анализировать и учитывать со всех сторон. Зачаточные установки могут быть самыми различными, иметь негативный и позитивный характер.
Социально-психологические особенности зачатия
Социально-психологические условия зачатия содержат в себе несколько ключевых характеристик. К ним относят:
- отношения супругов к беременности. Иногда они меняются в лучшую сторону, но иногда эмоции имеют негативную окраску, что может существенно сказаться на здоровье и спровоцировать возникновение наследственных заболеваний у будущего ребенка;
- преобладание конструктивных и деструктивных мотивов, приводящих к различным исходам при рождении ребенка. Например, к конструктивным мотивам относят: выражение благодарности любимому человеку за счастье, повторение себя в ребенке. Деструктивными мотивами называют желание родить «назло» партнеру, вынуждение партнера «жениться», стремление родить «для здоровья», изменения собственного социального статуса.
Если женщина после сомнений все-таки решается оставить беременность, то она нуждается в психологическом сопровождении, дабы сделать репродуктивный процесс менее подверженным различным факторам риска. При этом основной задачей психолога становится выявление истинных мотивов женщины, которые заставили ее сохранить беременность. От аборта могут удерживать следующие факторы:
- опасения за собственное здоровье;
- религиозные представления о грехе;
- доводы родственников и аргументы значимых для женщины людей.
Если женщина вынашивает нежеланного ребенка, то ее отношению к нему свойственна амбивалентность. Во время беременности у таких женщин отмечается различные вегетативные нарушения, склонность к невротическим реакциям, наличие стертых депрессивных состояний. У многих женщин отмечается обострение психосоматических и хронических заболеваний, очень острые токсикозы. Все это может способствовать существенным искажениям антенатального взаимодействия внутри системы: «беременная – плод». Как результат, беременные женщины оказываются не готовыми к родам, и ребенок лишается базового доверия к окружающему миру и собственной матери. Поэтому в такой социально-психологической ситуации может возникнуть снижение чувства собственного достоинства.
Физические и психические отклонения у нежеланных детей
По статистике у нежеланных детей в половине случаев наблюдается морфофункциональная незрелость, многие из них нуждаются в интенсивной терапии, лечении соматических и неврологических осложнений. Риск возникновения психической патологии у нежеланных детей увеличивают следующие факторы:
- конституционально-наследственный (наличие у родителей определенных форм психических заболеваний, поведенческих и личностных девиаций);
- психологическая неготовность женщины к материнству (враждебность по отношению к плоду, связанные с ней нарушения сенсорного и гуморального взаимодействия матери и ребенка в эмбриональном периоде развития);
- психические, морфологические, соматические нарушения у будущей матери;
- задержки в развитии плода и недонашиваемость.
Психологический аспект нарушения репродуктивного здоровья
Психологический аспект нарушения репродуктивного здоровья женщины, а, следовательно, начала всего репродуктивного процесса развития будущего ребенка включает в себя ряд факторов социального, индивидуального характера. К социально – психологическим аспектам зачатия, влияющим на течение репродуктивного процесса, можно отнести:
- снижение возраста вступления в интимную жизнь и низкий уровень информированности о профилактике нежелательной беременности у молодых людей. Зачастую им неизвестны такие понятия, как онтогенез материнства, временные рамки вступления во взрослую жизнь;
- увеличение возраста совместного проживания с родителями, в квартирах небольшого метража;
- низкие материальные условия проживания потенциальных родителей;
- несформированное материнское поведение, отсутствие желания иметь детей;
- снижение ценности семьи и брака;
- трудности самовыражения и социальной адаптации детей.
Таким образом, зачатие нельзя воспринимать, как исключительно биологический процесс, так как давно известно, что для успешного и полноценного развития будущего человека колоссальное значение имеет подготовленность женщины к зачатию и последующему вынашиванию плода. Благополучное сочетание социальных и психологических факторов, основанных на здоровье будущих родителей позволят минимизировать все возможные риски и избежать нежелательных отклонений в здоровье ребенка.